Диагностика школьной тревожности и ее коррекция с целью преодоления тревожности у детей

Дипломная работа

Содержание

Введение
1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
1.1 Понятие о тревоге и тревожности
1.2 Причины возникновения и последствия школьной тревожности у детей
2 Экспериментальные исследования по диагностики и коррекции школьной тревожности
2.1 Психодиагностические исследования
2.2 Анализ результатов провиденной работы
Заключение
Глоссарий
Список используемых источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение И

Введение

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, В.С. Мухиной, и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога — фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров и другие, является психологический микроклимат в классе.
Для маленького ребёнка школа – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с одноклассниками, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора — основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями — не в радость, а в тягость. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди — рабы давно принятых, зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.
Бросается в глаза существование целого ряда зловещих терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Зачастую школа лишь выявляет, как лакмусовая бумажка, особенности ребенка, сформированные в семье. Тем не менее, нельзя не признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый «букет» факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.
Поэтому актуальность исследования школьной тревожности ее диагностики и коррекции остается неизменно острой на протяжении всего развития психолого-педагогической науки и практики.
Цель исследования – апробировать систему работы по снижению уровня школьной тревожности у учеников.
Объект исследования – детская школьная тревожность и причины ее возникновения.
Предмет исследования – диагностика школьной тревожности и ее коррекция с целью преодоления тревожности у детей.
В соответствии с объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Познакомиться с понятием о тревоге и тревожности.
2.Исследовать причины возникновения и последствия школьной тревожности.
3. Изучить методики диагностики и психокоррекции школьной тревожности.
5. Провести экспериментальную работу по изучению школьной тревожности.
6. Проанализировать результаты исследования.
В основу исследования положена гипотеза о том, что для устранения тревожности у детей школьного возраста необходимо создать благоприятный климат в классе, усовершенствовать детско-родительские отношения, развить адекватную самооценку у школьника, выработать методы и приемы поведения в определенных ситуациях, а это возможно при условии:
а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия ребенка в классе и семье;
б) изучения особенностей школьного поведения;
в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической коррекции в системе школьных отношений.
Методы исследования:
1.Проанализировать и обобщить теоретические и практические основы психолого-педагогической литературы.
2. Диагностическая и коррекционная деятельность.
3. Количественная и качественная обработка результатов.
4. Аналитическая деятельность.
Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности у детей в системе школьных отношений.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка используемых источников и приложений.
В первой главе рассматриваются причины возникновения и последствия школьной тревожности для детей.
Во второй главе рассматривается методы диагностики и коррекции школьной тревожности, а также материалы исследования, проводимые по диагностике и коррекции школьной тревожности
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: Л.С. Выготского [7], И.В. Дубровиной[11], А.И. Захарова [13], Е.Б. Ковалёва [16], В.С. Мухиной [23]

1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы

1.1 Понятие о тревоге и тревожности
Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику .
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.[24, С. 251]
Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).
Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).
Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.[12, С. 26]
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:
— с процессом обучения – школьная тревожность;
— с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
— с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.[40, С.259]
И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.
Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности.
Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность [31, С.99]
Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность…

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится