Дидактические условия формирования учебной деятельности в предпрофильной подготовке школьников

Дипломная работа

Реферат

В дипломной работе выявлены и обоснованны дидактические условия формирования учебной деятельности в предпрофильной подготовке школьников.
В первой главе проведен анализ первоисточников сущности и понятия учебной деятельности. Также даны методические рекомендации по формированию учебной деятельности будущего парикмахера.
Во второй главе определены этапы разработки конструкции тренажера для моделирования причесок, дано техническое описание тренажера, дано экономическое обоснования проекта. Данный тренажер позволит учащимся овладеть приемами для укладки прически.
Ключевые слова: формирование, учебная деятельность, методика, парикмахер, проект, конструкция, тренажер, эскиз, себестоимость, расчет прочности, техническое описание.

Содержание

Введение
1. Условия формирования учебной деятельности в предпрофильной подготовке школьников
1.1. Сущность и понятие учебной деятельности
1.2. Методика формирования учебной деятельности
1.3. Методические рекомендации по формированию учебной деятельности будущего парикмахера
2. Разработка конструкции тренажера для моделирования причесок
2.1. Эскизное проектирование
2.2. Техническое описание тренажера
2.3. Экономическое обоснование проекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Этапы выполнения прически «Шиньон»
Приложение 2. Этапы выполнения прически «Базовый французский жгут»
Приложение 3. Рабочие чертежи «Тренажер для моделирования причесок»

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о профессиональном становлении личности школьника, содействие которому является одной из задач предпрофильной, технологической подготовки.
Согласно концепции модернизации образования в школах России осуществляется эксперимент по обучению старшеклассников в профильных классах. Это связано с потребностью общества в более эффективной подготовке выпускников средней школы к дальнейшему профессиональному образованию и последующей профессиональной деятельности. Учащиеся должны не только обладать определенным запасом знаний, умений и навыков, но и быть готовым к непосредственному участию в практической деятельности, уметь адоптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.
В соответствии с этим образовательный процесс необходимо построить таким образом, чтобы создавались наиболее благоприятные условия для овладения необходимыми знаниями, умениями, навыками для развития способностей (интеллектуальных и физических) и интересов, формирования склонностей и определения дальнейшего направления профильной подготовки старшей школе.
Предпрофильная технологическая подготовка школьников позволяет предположительно определить, в каких видах деятельности они смогут, наиболее успешно, трудится, принося максимальную пользу для общества и получая наибольшее удовлетворение от своего труда.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в создании условий для индивидуального выбора программ обучения, повышений их эффективности и функциональности.
В системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающихся своих интересов, способностей и дальнейших, жизненных планов (послешкольных).
Однако прежде чем выбрать профиль на старшей ступени, школьник должен быть ознакомлен с содержанием профессиональных видов деятельности. Эту задачу выполняет предпрофильная подготовка в последнем звене (9 класс ) основной школы. Элективные курсы в рамках этой подготовки выполняют задачи практико–ориентированной помощи в приобретении учащимся определенного опыта при выборе своего содержания образования. По этой причине предлагаемые курсы рассчитаны в основном на небольшое количество часов, что дает возможность школьникам попробовать себя в разных видах деятельности и выбрать наиболее подходящую.
В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистервегом, И. Гербартом, в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, А.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, а также крупнейшими представителями отечественной и зарубежной педагогической психологии середины XX столетия Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером, сформировалась собственно психологическая теория учебной деятельности, являющаяся научным приоритетом России. Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. поставили но¬вую проблему в теории обучения — изменения самого субъекта деятельности в процессе действий, воспроизводящих объективные свойства познаваемого предмета при решении учебных за¬дач обобщенными способами действий.
Однако, прежде необходимо обратиться к общей теории деятельности, заслуга в разработке которой принадлежит таким известным ученым, как Л.С. Выготский, М.Я. Басов, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Учебная деятельность выступает одной из основных разновидностей деятельности человека, порождаемой особой потребностью, направленной на преобразование деятельного субъекта, на его самоизменение в процессе учения.
Цель исследования дипломной работы – определить особенности и дидактические условия формирования учебной деятельности учащихся в процессе предпрофильной подготовки по профессии парикмахер-стилист.
Объект исследования: педагогический процесс предпрофильной подготовки школьников.
Предмет исследования: дидактические условия формирования, учебной деятельности учащихся в курсе по выбору «Парикмахер-стилист».
Гипотеза: учебная деятельность учащихся будет сформирована если:
• обучение учащихся осуществлять по разработанным методическим рекомендациям;
• применять специально разработанные дидактические средства обучения.
Задачи исследования:
• выявить сущность учебной деятельности;
• рассмотреть особенности мотивации учебной деятельности;
• проанализировать основные проблемы и дидактические условия формирования учебной деятельности;
• разработать конструкцию тренажера для моделирования причесок;
• выполнить техническое описание тренажера;
• рассчитать экономические затраты.
Методы исследования: анализ, сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что конструкция тренажера может быть использована в предпрофильной подготовке школьников для обучения парикмахеров.

1. Условия формирования учебной деятельности в предпрофильной подготовке школьников

1.1. Сущность и понятие учебной деятельности

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В ши­роком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, со­гласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «учебная деятельность» наполня­ется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соот­носясь с особым «ответственным отношением», по С.Л. Рубинштей­ну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении [8, С. 192].
Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятель­ности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных дейст­вий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специаль­но поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, име­ющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, такая деятельность долж­на побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или про­ще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удастся сформировать такие мотивы у учащих­ся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содер­жанием, те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности» [22, С. 110].
Учебная деятельность соответственно может рассматривать­ся как специфический вид деятельности. Она направлена на са­мого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, раз­витие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познаватель­ной, теоретической и практической деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных зна­ний, отработку обобщенных способов действий и их адекватно­го и творческого применения в разнообразных ситуациях.
Отмечаются три основные характеристики учебной деятель­ности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специаль­но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и на­учные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до шко­лы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, ког­да нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-пер­вых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее ха­рактеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и струк­туры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учеб­ной деятельности как активной формы учения, а именно 5) из­менения психических свойств и поведения обучающегося «в за­висимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной дея­тельности в сопоставлении с учением [5, С. 12].
Исходя из определения учебной деятельности как деятельно­сти по овладению обобщенными способами действия, саморазви­тию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий, рас­смотрим ее собственно деятельностные характеристики. Прежде всего подчеркнем, вслед за Д.Б. Элькониным, ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыс­лу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработан­ным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, инсти­тутах. Как любая другая, учебная деятельность характеризует­ся субъектностью, активностью, предметностью, целенаправлен­ностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержа­ние.
Анализ предметного (психологического) содержания учеб­ной деятельности, как и любой другой деятельности, начинает­ся с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена дея­тельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обоб­щенными способами действий, отработку приемов и способов дей­ствий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.
Согласно Д.Б. Эльконину, учебная деятельность не тождест­венна усвоению — оно является ее основным содержанием и оп­ределяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. В то же время, так как учебная деятельность направ­лена на изменение самого субъекта (что в значительной мере про­является в младшем школьном возрасте, когда учебная деятель­ность является ведущей, но, по сути, и в любом другом возрас­те), усвоение опосредствует субъектные изменения и в интеллек­туальном, и в личностном плане, что также входит в предмет учеб­ной деятельности [22, С. 112]. Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функ­ций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терми­нах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается зна­ние, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в кото­рые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, те­заурус обучающегося. О соединении всех этих средств полнее всего сказано в общей теории учения С.Л. Рубинштейна, согласно которой, «решение или попытка разрешить проблему предполагает обычно привлече­ние тех или иных положений из уже имеющихся знаний в ка­честве методов или средств ее разрешения» [16, С. 86].
Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в млад­шем школьном возрасте, включение в учебную деятельность пред­полагает одновременную работу и над ее средствами.
Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Руб­цов). Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапно­го формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Та­лызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обуча­ющийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности. Продуктом учебной деятельности является структурирован­ное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразо­вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смыс­ловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зави­сит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.
Результатом учебной деятельности является поведение субъ­екта — это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.
Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Ее не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполннить на занятии. Учебная задача — это цель, сущность которой заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.
Состав учебных задач, т.е. вопросов (и, конечно, ответов), над ко­торыми в данный отрезок учебного времени работает обучающий­ся, должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту. Практически вся учебная деятельность до­лжна быть представлена как система учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Балл). Они даются в определенных учеб­ных ситуациях и предполагают определенные учебные действия — предметные, контрольные и вспомогательные (технические), та­кие как схематизация, подчеркивание, выписывание и т.д. При этом, по словам А.К. Марковой, усвоение учебной задачи от­рабатывается как понимание школьниками конечной цели и на­значения данного учебного задания.
Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально — с помощью каких-то предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль за выполнением действия осуществляется через механизм обратной связи. Контроль предполагает наличие трех компонентов:

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится