Эколого-экономические проблемы и пути их решения

Дипломная работа

Доклад

Современное состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения окружающей среды и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной.
Снижение численности здорового населения и увеличение общей смертности по причине ухудшения состояния окружающей среды представляют прямую угрозу обществу и государству. В связи с этим правовое регулирование обеспечения охраны окружающей среды в целях сохранения жизни и здоровья человека настоятельно требует нового теоретического осмысления.
Россия занимает 3-е место (после США и Китая) по количеству выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и 74 место среди экологически чистых стран мира.
Процесс деградации окружающей природной среды, все углубляющегося экологического кризиса принял необратимый характер с внедрением рыночной экономики. В России он проявляется более болезненно: производством экологически грязной продукции, ростом заболеваемости, сокращением продолжительности жизни не только от генетики и снижения качества жизни, но и в зна¬чительной степени за счет экологического фактора.
Экологические проблемы по глубине негативного воз¬действия на человечество и катастрофическими последствиями несравнимы ни с какими другими проблемами. Причинами этого кризиса являются антропогенный характер и его социально-политические корни, с одной стороны, а с другой — экологический нигилизм лиц принимающих решения и экологическое невежество значительной части населения. Сегодня федеральная власть переложила экологические проблемы на местные органы управления (субъекты феде¬рации), а у местных органов систематически не хватает денег даже на выплату заработной платы населению; многим из них не до охраны окружающей среды.
Из-за экологической безграмотности люди на предприятиях, в организациях, в учебных заведениях привыкли к безнаказанности загрязнения: вокруг бросают отходы где бы то ни было, загрязняя окружающую среду и не убирают за собой. Более того — ищут виновных в загрязнении воздуш¬ного бассейна, водных объектов, ландшафта, зон отдыха, улиц и т.д.
Практика надзора и контроля за охраной окружающей среды свидетельствует о том, что большинство крупных, а также мелких экологических нарушений допускается насе¬лением в связи с незнанием природоохранного законода¬тельства, с крайне низкой экологической культурой поведе¬ния, отсутствием экологической подготовки руководящих контрольных органов власти, хозяйствующих субъектов, слабой организацией экологического просвещения в органи¬зациях, высших учебных заведениях, техникумах и в шко¬лах.
Ослабление внимания к экологическим проблемам по охране окружающей природной среды за годы «экономиче¬ских рыночных реформ» в большинстве регионов России привело к тому, что темпы образования отходов стали превышать темпы технологий для их переработки, нейтрализации и удаления.
Многие предприятия, компании только декларируют желание вложить в природоохранную деятельность деньги (РАО «ЕЭС Россия», «Сибнефть», «Лукойл», «Коминефть», «Юкос», «Северсталь», «Сибур», ОАО «Уралмаш», Газпром, Магнитогорский ГМК, ГМК «Норильский никель» и многие другие). А на самом деле они идут на модернизацию и расширению производства, которые приводят к еще большему загрязнению окружающей среды.
Исходя из вышеизложенного, автор данной работы считает тему данного исследования актуальной и значимой.
Цель исследования – проследить влияние экономического субъекта на экологию.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
— Рассмотреть проблемы эколого-экономических процессов.
— Изучить регулирование эколого – экономических отношений.
— Раскрыть эколого-экономические проблемы ЗАО «Росспиртпром».
— Дать характеристику предприятия.
— Проанализировать систему исчисления платежей за загрязнение окружающей среды ЗАО «Росспиртпром».
— Выявить эколого-экономические проблемы ЗАО «Росспиртпром» и пути их решения.
Объект исследования – общественные отношения в области эколого-экономических проблем.
Предмет исследования – эколого-экономические проблемы и пути их решения.
Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют нормативно-правовые акты, научная и методическая литература, и официальные показатели отдельно взятого предприятия.
Таким образом, по результатам данного исследования ЗАО «Росспиртпром» в 2006 году запланировало и произвело оплату за загрязнение окружающей среды в размере 169594 руб. за загрязнение стационарными и передвижными источниками, за сброс сточных вод в реку Бия и выбросы в атмосферу. Становится очевидным, что эта плата не соответствует реальному ущербу окружающей природной среде вообще и экологической безопасности в частности. Напрашивается вывод, что настойчиво требует разрешения вопрос о правом статусе платы за загрязнение окружающей среды, поскольку внесение этой платы не связано с извлечением природного ресурса для использования в хозяйственной деятельности.
Введение в систему природоресурсных платежей платы за загрязнение окружающей среды оказало бы существенное влияние на совершенствование хозяйственного механизма природопользования. Плата выполняет функцию ресурсосбережения, включая в себя платежи за каждый ингредиент загрязнения, вид вредного воздействия, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода.
Порядок исчисления и взимания платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Данная плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Размеры указанных нормативов платы определены с учетом индекса-дефлятора, сохранены действовавшие повышающие коэффициенты, учитывающие экологические факторы, а также дополнительный повышающий коэффициент для особо охраняемых природных территорий, лечебно-оздоровительных местностей, курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.
Действующей остается норма, предусматривающая возможность корректировки размеров платежей с учетом освоения средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисления этих средств в счет указанных платежей. Сохраняется также право органов исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов РФ понижать размеры платежей или освобождать от них отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджетов разных уровней.
Вместе с тем система платежей за загрязнение окружающей среды в силу нечеткого правового регулирования и отсутствия стимулирования плательщиков к выполнению природоохранных мероприятий не в полной мере реализует фискальную и стимулирующую функции. Отсутствие необходимого механизма регулирования системы взимания платы за загрязнение окружающей среды и обеспечения контроля и ответственности за природопользование, состоянием окружающей среды особенно ощущаются на региональном уровне. В связи с этим организация системы контроля за правильностью исчисления и своевременностью взимания данного платежа связана с принятием Федеральных законов «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».
Платное природопользование должно основываться на системе неналоговых платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ. Плата за загрязнение окружающей среды в пределах стандарта представляет собой право пользования ассимиляционным потенциалом территории. При этом сумма загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием, в пределах стандарта не должна превышать установленную квоту на выбросы этих веществ в пределах определенной территории. Иные виды платежей за выбросы (сбросы) в пределах между стандартом и лимитом и сверх установленного лимита могут направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.
В условиях рыночной экономики большое значение имеет экологический налог, который взимается в бюджет и используется для удовлетворения социально-экономических запросов общества. Однако методология установления экологического налога при разработке соответствующего законопроекта осталось такой же, как и у платежей за загрязнение окружающей среды, поэтому данный налоговый платеж оказался излишним.
В дальнейшем возможность взимания экологического налога должна быть связана только с необходимостью введения ограничений на хозяйственную деятельность, что соответствует мировой практике. В большинстве развитых стран мира поступления от экологических (так называемых «зеленых») налогов является средством борьбы с загрязнением и истощением природных ресурсов. Их применение основано на использовании отдельных качественных критериев различных товаров и изделий, которые приводят к загрязнению окружающей среды. Эти налоги могут стать источником средств, необходимых для ее охраны, и особенно полезны в борьбе с выбросами, загрязняющими воздух и воду.
Таким образом, при объединении качества окружающей среды и экономического роста экологические налоги обеспечивают двойную выгоду. Налоги на загрязнение оказываются наиболее действенными, когда уже существует: развитая база регулирования, содержащая соответствующие нормативы исчисления соответствующих платежей и эффективная система мониторинга и контроля выбросов (сбросов) всех видов вредных веществ, цель которой — определение оптимальной величины суммы платежей и их ставок.
Полезным для окружающей среды может стать переход от налогов на доход к налогам на потребление. Производство и потребление предметов роскоши нередко ложится тяжким бременем на экологические и природные ресурсы. Налоги на потребление помогут предотвратить чрезмерную эксплуатацию таких ресурсов. Прогрессивные налоги на потребление также обеспечивают равенство и, поощряя сбережения, способствуют экономическому росту.

Содержание

Введение
1 Экологические проблемы как следствие экономической деятельности
1.1 Проблемы эколого-экономических процессов
1.2 Регулирование эколого–экономических отношений
1.3 Система исчисления и взимания платежей за загрязнение окружающей среды
2 Эколого-экономические проблемы ЗАО «Росспиртпром»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Порядок определения массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду ЗАО «Росспиртпром»
2.3 Эколого-экономические проблемы ЗАО «Росспиртпром» и пути их решения
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение 1. Планируемые мероприятия по предотвращению и/или смягчению возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду ЗАО «Росспиртпром» на 2007 год
Приложение 2. График производственного контроля качества речной воды и сброса условно-чистых вод в реке ЗАО «Росспиртпром» на 2007-2008 г
Приложение 3. Лимиты на размещение отходов ЗАО «Росспиртпром»
Приложение 4. Сведения об опасных отходах, деятельность по обращению с которыми планируется осуществлять

Введение

Современное состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения окружающей среды и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной.
Снижение численности здорового населения и увеличение общей смертности по причине ухудшения состояния окружающей среды представляют прямую угрозу обществу и государству. В связи с этим правовое регулирование обеспечения охраны окружающей среды в целях сохранения жизни и здоровья человека настоятельно требует нового теоретического осмысления.
Россия занимает 3-е место (после США и Китая) по количеству выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и 74 место среди экологически чистых стран мира.
Процесс деградации окружающей природной среды, все углубляющегося экологического кризиса принял необратимый характер с внедрением «реформаторами» рыночной экономики. В России он проявляется более болезненно: производством экологически грязной продукции, ростом заболеваемости, сокращением продолжительности жизни не только от генетики и снижения качества жизни, но и в значительной степени за счет экологического фактора.
Экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическими последствиями несравнимы ни с какими другими проблемами. Причинами этого кризиса являются антропогенный характер и его социально-политические корни, с одной стороны, а с другой — экологический нигилизм лиц принимающих решения и экологическое невежество значительной части населения. Сегодня федеральная власть переложила экологические проблемы на местные органы управления (субъекты федерации), а у местных органов систематически не хватает денег даже на выплату заработной платы населению; многим из них не до охраны окружающей среды.
Из-за экологической безграмотности люди на предприятиях, в организациях, в учебных заведениях привыкли к безнаказанности загрязнения: вокруг бросают отходы где бы то ни было, загрязняя окружающую среду и не убирают за собой. Более того — ищут виновных в загрязнении воздушного бассейна, водных объектов, ландшафта, зон отдыха, улиц и т.д.
Практика надзора и контроля за охраной окружающей среды свидетельствует о том, что большинство крупных, а также мелких экологических нарушений допускается насе¬лением в связи с незнанием природоохранного законодательства, с крайне низкой экологической культурой поведения, отсутствием экологической подготовки руководящих контрольных органов власти, хозяйствующих субъектов, слабой организацией экологического просвещения в организациях, высших учебных заведениях, техникумах и в школах.
Ослабление внимания к экологическим проблемам по охране окружающей природной среды за годы «экономических рыночных реформ» (1991—2005; гг.) в большинстве регионов России привело к тому, что темпы образования отходов стали превышать темпы технологий для их переработки, нейтрализации и удаления. Сегодня около 40 % территории России (центр, Юг европейской части, Средней и Южный Урал, Западная Сибирь, Поволжье), где проживает более 60 процентов населения страны, на треть являют собой картину экологического бедствия.
Около 100 млн. россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях, только 15 процентов городских жителей России живут на территориях, где уровень загряз¬нения воздуха соответствует нормативам; 40 процентов городских жителей живут в условиях периодического превышения в атмосфере предельно допустимых концентраций вредных веществ в 5—10 раз; 2/3 водных источников России непригодны для питья; реки Волга, Кама, Енисей, Лена, река Москва и другие, превращаются в сточные канавы, доля загрязнения от автотранспорта в крупных городах доходит до 60—75 процентов от общего выброса вредных веществ.
Под экологическим прессингом электростанции находятся города Асбест, Ангарск, Новочеркасск, Троицк, Рязань и многие другие. Среди металлургических комбинатов выделяются «Северсталь», «Новолипецкий», «Магнитогорский», «Нижнетагильский», ГМК «Норильский никель», «Ачинский глиноземный комбинат» и многие другие. На предприятиях загрязнение воздуха, водных бассейнов, почв составляет от 5 до 50 и выше ПДК, ПДВ.
Многие предприятия, компании только декларируют желание вложить в природоохранную деятельность деньги (РАО «ЕЭС Россия», «Сибнефть», «Лукойл», «Коминефть», «Юкос», «Северсталь», «Сибур», ОАО «Уралмаш», Газпром, Магнитогорский ГМК, ГМК «Норильский никель» и многие другие). А на самом деле они идут на модернизацию и рас-гпирению производства, которые приводят к еще большему загрязнению окружающей среды. На многих предприятиях выбросы загрязняющих веществ стали неуправляемыми, это прежде всего в городах Братск, Норильск, Нижний Тагил, Ангарск и др.
Кризисное состояние окружающей природы среды территории России, особенно наиболее заселённой ее части, казалось бы, должно встревожить общественность, природоохранные органы, властные структуры, но этого не происходит. Недооценка важности экологических проблем может обернуться их непреодолимостью. Возрастает риск для жизни, здоровья и продолжительности жизни людей.
Исходя из вышеизложенного, автор данной работы считает тему данного исследования актуальной и значимой.
Цель исследования – проследить влияние экономического субъекта на экологию.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
— Рассмотреть проблемы эколого-экономических процессов.
— Изучить регулирование эколого – экономических отношений.
— Раскрыть эколого-экономические проблемы ЗАО «Росспиртпром».
— Дать характеристику предприятия.
— Проанализировать систему исчисления платежей за загрязнение окружающей среды ЗАО «Росспиртпром».
— Выявить эколого-экономические проблемы ЗАО «Росспиртпром» и пути их решения.
Объект исследования – общественные отношения в области эколого-экономических проблем.
Предмет исследования – эколого-экономические проблемы и пути их решения.
Работа состоит из основной части, состоящей из двух параграфов, а также введения, заключения, глоссария, библиографического списка и приложений.
Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют нормативно-правовые акты, научная и методическая литература, и официальные показатели отдельно взятого предприятия.

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится