Формирование познавательных интересов учащихся на уроках графики образовательной области «технология»

Дипломная работа

Содержание

Введение
1. Проблема формирования познавательных интересов
1.1. Познавательный интерес как фактор развития активности учения школьника
1.2.Условия формирования интереса к знаниям
1.3.Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе
2. Разработка методических основ преподавания графики в школе
2.1. Анализ современных творческих программ по графике
2.2. Разработка программы по графике в 9-ом классе
2.3. Информационные технологии в обучении школьников по программе PowerPoint
3. Педагогический эксперимент
3.1. Выявление уровней формирования познавательного интереса учащихся 9 классах на уроках графики
3.2. Экономический расчет
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных в образовании.
Вопрос об активизации деятельности школьников стал всё чаще возникать в связи с перестройкой системы образования, т.к. усилилось стремление к поиску путей активизации учебного процесса в целом. Поэтому существует необходимость работы в направлении формирования познавательных интересов школьников.
Проблема формирования познавательных интересов, их соотношения с мотивами, привлекают к себе внимание ряда исследователей за последние годы. И хотя, в ней ещё много неясного, её актуальность бесспорна, потому что она направлена на поиск более эффективных методов и приёмов обучения.
Современный курс черчения в школе впитал в себя лучший опыт учителей и методистов, работавших над ним в течение многих лет. Постоянное сокращение времени на изучение предмета заставил их отбросить второстепенный материал и предельно спрессовать оставшийся. В этих условиях каждое предложение о включении новых видов учебной деятельности требует ответа на вопрос, в каком месте курса, и за счет чего их можно ввести в учебный процесс, не нарушив внутрипредметных связей.
Один из путей преодоления постоянно увеличивающегося разрыва между объемом знаний и сроками обучения – формирования у школьников познавательных интересов, самостоятельность в усвоении новых знаний.
В преподавании черчения придерживаются общепринятого среди методистов эмпирически установленного соотношения, согласно которому на изложение нового материала должно отводиться не более 30% учебного времени, а 70% на самостоятельную работу учащихся (М.Н. Скаткин, 1957).
Чтобы решить эту задачу, надо стремиться развить у учащихся гармоничное сочетание умения мыслить с готовностью и стремлением к самостоятельной познавательной и созидательной деятельности.
Задачу развития познавательных интересов следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьников, как активный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В настоящее время уделяется большое внимание разработке и созданию современных и перспективных методик обучения черчению, учитывающих задачи развития науки и техники, отвечающие требованиям и развитию общества.
Объектом исследования является процесс обучения на уроках графики.
Предметом исследования – формирование познавательных интересов.
Целью данной дипломной работы является разработка методики обучения черчению в 9-м классе средней общеобразовательной школы, на основе анализа современных концепций педагогического образования, которая способствует формированию познавательных интересов на уроках.
Для реализации поставленной цели в данной работе были определены следующие задачи:
— Исследование в психолого-педагогической литературе по проблеме формирования познавательных интересов.
— Анализ современных и перспективных методик обучения черчению, и на основе анализа разработать методические рекомендации, применение которых будет способствовать формированию познавательных интересов у учащихся.
— Проведение психолого-педагогического эксперимента, цель которого – выявление эффективности предлагаемой методики обучения черчению в общеобразовательной школе.
Гипотеза формирование познавательных интересов на уроках черчения будет более эффективным, если использовать в процессе обучения различные методы и приёмы, позволяющие сделать его более интересным и привлекательным.
Такие методы, где активность проявлял бы не только учитель, но и ученики, что позволяет больше стимулировать развитие самостоятельности мышления. Использование проблемного обучения, в какой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения учащимися проблемных ситуаций, предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой графической деятельности школьника.

1. Проблема формирования познавательных интересов

1.1. Познавательный интерес как фактор развития активности учения школьника
Обучение в школе – необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс в формировании личности. Чтобы практически обеспечить этот процесс, нужно обладать теоретически верной оценкой того, как осуществляется развитие подрастающего человека, как происходит формирование его личности. Поэтому уместно обратить внимание к проблеме развития и воспитания ребёнка – школьника в свете современной психологии и педагогики, считая, что от решения этой проблемы во многом зависит верное построение педагогического процесса.
Термин «формирование», если основываться на трактовке его в разных словарях, имеет множество обозначений. Применительно к человеку в большинстве случаев его определяют как «придание окончательной формы», «достижение полной зрелости, окончательного развития» [13].
В педагогической трактовке понятие «формирование» имеет иной смысл, оно углубляет феномен развития, которое, как известно, детерминировано обстоятельствами жизни человека, его деятельностью, целенаправленными процессами воспитания и обучения. В отличие от целенаправленного, организованного процесса воспитания формирование включает в себя и множество внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов, стихийно влияющих на личность. Формирование – это не только развитие личности, но и процесс её становления.
Активность личности – один из центральных вопросов её становления.
Активность ребёнка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому её можно считать и предпосылкой и результатом его развития [14].
Любая деятельность…

Список использованной литературы

1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. «Учёные записки
ЛГУ. Психология» [Текст]: монография / Б.Г. Ананьев; — М.: Высшая школа,
1986. – 400с. – 10000 экз. – ISBN.
2. Бабулин, Н.А. Построение и чтение машиностроительных чертежей
[Текст]: Учеб.пособие для проф.обучения рабочих на пр-ве / Н.А. Бабулин.
– М.: Высшая школа, 1987. – 319с. – 150000 экз.
3. Боголюбов, С.К. Черчение [Текст]: С.К. Боголюбов. – М., 1989. – 425 с. – 10000 экз.
4. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст]: А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов. -Науч.- исслед. ин-т содержания методов обучения Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1979.- 297 с. – 60000 экз.
6. Ботвинников, А.Д.,. Черчение, 7-8-е классы [Текст]: А.Д. Ботвинников, И.С Вышнепольский М.: Просвещение, 1997. – 290 с. – 200000 экз.
7. Ботвинников, А.Д. и др. Черчение в средней школе [Текст]: Пособие для учителя / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. — М.: Просвещение, 1984. – 232 с. — 50000 экз.
8. Будасов,Б.В. Строительное черчение [Текст]: Учеб. для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп / Б.В. Будасов, В.П. Каминский. – М.: Стройиздат, 1990. – 456с. – 150000 экз.
9. Василенко, Е.А. Задания по черчению на преобразования [Текст]: Е.А. Василенко, Л.Н. Коваленко. – Минск, 1989. – 250 с. – 100000 экз.
10. Воротников, И.А. Занимательное черчение [Текст]: И.А. Воротников . — М.: Просвещение, 1974. – 198 с. – 50 000 экз.
11.Владимиров, Я.В. Моделирование изображений при обучении черчению[Текст]: Я.В. Владимиров. – М.: Просвещение, 1966. – 86 с. – 50000 экз.
12. Гервер, В.А. Творческие задачи по черчению [Текст]: В.А. Гервер. – М.: Просвещение, 1998. – 95 с.- 100000 экз.
13. Гордон,Л.А. Психология и педагогика интереса [Текст]: Л.А. Гордон . — Киев.: «Радьянская школа», 1990.- 324 с. — 10000 экз.
14. Данилов, М.А. Вопросы воспитания познавательной активности и
самостоятельности школьника [Текст]: М.А. Данилов. — Казань, 1972.- 45 с. – 30000 экз.
15. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-
справочник. – Казань, 1994. – 180 с. – 20000 экз.
16.Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. [Текст]: Б.П. Есипов. — М.: Наука, 1981.- 320 с. – 50000 экз.
17. Зубенко, П.Н. Альбом рабочих чертежей слесарно-монтажного и
зажимного инструмента [Текст]: П.Н. Зубенко. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002. – 118 с. – 10000 экз.
18. Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы
отношений человека [Текст]: В.Г. Иванов. – М.: Наука, 1980. – 232 с.-
20000 экз.
19. Карточки – задания по черчению для 8 класса [Текст]: Пособие
для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханов,
А.Л. Терещенко; Под ред. Е.А. Василенко, — М.: Просвещение, 1990. –
250 с. – 100000 экз.
20. Кригер, В.Ф. Пространственно-графическое моделирование и развитие
творческих способностей студентов [Текст]: В.Ф. Кригер. – Воронеж, 1989.- 180 с. – 50000 экз.
21. Колотилов, В.В. Техническое моделирование и конструирование [Текст]: В.В. Колотилов. – М.: Высшая школа, 1983. – 86 с. – 50000 экз.
22. Леонтьев, А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка [Текст]: А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1996.- 418 с. – 30000 экз.
23. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед.
учебн. заведений и слушателей ИПК ИФПК [Текст]:Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992.- 256 с. – 5000 экз.

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится