Содержание
Введение
1. Проблема формирования познавательных интересов
1.1. Познавательный интерес как фактор развития активности учения школьника
1.2.Условия формирования интереса к знаниям
1.3.Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе
2. Разработка методических основ преподавания графики в школе
2.1. Анализ современных творческих программ по графике
2.2. Разработка программы по графике в 9-ом классе
2.3. Информационные технологии в обучении школьников по программе PowerPoint
3. Педагогический эксперимент
3.1. Выявление уровней формирования познавательного интереса учащихся 9 классах на уроках графики
3.2. Экономический расчет
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных в образовании.
Вопрос об активизации деятельности школьников стал всё чаще возникать в связи с перестройкой системы образования, т.к. усилилось стремление к поиску путей активизации учебного процесса в целом. Поэтому существует необходимость работы в направлении формирования познавательных интересов школьников.
Проблема формирования познавательных интересов, их соотношения с мотивами, привлекают к себе внимание ряда исследователей за последние годы. И хотя, в ней ещё много неясного, её актуальность бесспорна, потому что она направлена на поиск более эффективных методов и приёмов обучения.
Современный курс черчения в школе впитал в себя лучший опыт учителей и методистов, работавших над ним в течение многих лет. Постоянное сокращение времени на изучение предмета заставил их отбросить второстепенный материал и предельно спрессовать оставшийся. В этих условиях каждое предложение о включении новых видов учебной деятельности требует ответа на вопрос, в каком месте курса, и за счет чего их можно ввести в учебный процесс, не нарушив внутрипредметных связей.
Один из путей преодоления постоянно увеличивающегося разрыва между объемом знаний и сроками обучения – формирования у школьников познавательных интересов, самостоятельность в усвоении новых знаний.
В преподавании черчения придерживаются общепринятого среди методистов эмпирически установленного соотношения, согласно которому на изложение нового материала должно отводиться не более 30% учебного времени, а 70% на самостоятельную работу учащихся (М.Н. Скаткин, 1957).
Чтобы решить эту задачу, надо стремиться развить у учащихся гармоничное сочетание умения мыслить с готовностью и стремлением к самостоятельной познавательной и созидательной деятельности.
Задачу развития познавательных интересов следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьников, как активный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В настоящее время уделяется большое внимание разработке и созданию современных и перспективных методик обучения черчению, учитывающих задачи развития науки и техники, отвечающие требованиям и развитию общества.
Объектом исследования является процесс обучения на уроках графики.
Предметом исследования – формирование познавательных интересов.
Целью данной дипломной работы является разработка методики обучения черчению в 9-м классе средней общеобразовательной школы, на основе анализа современных концепций педагогического образования, которая способствует формированию познавательных интересов на уроках.
Для реализации поставленной цели в данной работе были определены следующие задачи:
— Исследование в психолого-педагогической литературе по проблеме формирования познавательных интересов.
— Анализ современных и перспективных методик обучения черчению, и на основе анализа разработать методические рекомендации, применение которых будет способствовать формированию познавательных интересов у учащихся.
— Проведение психолого-педагогического эксперимента, цель которого – выявление эффективности предлагаемой методики обучения черчению в общеобразовательной школе.
Гипотеза формирование познавательных интересов на уроках черчения будет более эффективным, если использовать в процессе обучения различные методы и приёмы, позволяющие сделать его более интересным и привлекательным.
Такие методы, где активность проявлял бы не только учитель, но и ученики, что позволяет больше стимулировать развитие самостоятельности мышления. Использование проблемного обучения, в какой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения учащимися проблемных ситуаций, предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой графической деятельности школьника.
1. Проблема формирования познавательных интересов
1.1. Познавательный интерес как фактор развития активности учения школьника
Обучение в школе – необходимый этап подготовки человека к жизни, к полезной деятельности в обществе. Это сложный процесс в формировании личности. Чтобы практически обеспечить этот процесс, нужно обладать теоретически верной оценкой того, как осуществляется развитие подрастающего человека, как происходит формирование его личности. Поэтому уместно обратить внимание к проблеме развития и воспитания ребёнка – школьника в свете современной психологии и педагогики, считая, что от решения этой проблемы во многом зависит верное построение педагогического процесса.
Термин «формирование», если основываться на трактовке его в разных словарях, имеет множество обозначений. Применительно к человеку в большинстве случаев его определяют как «придание окончательной формы», «достижение полной зрелости, окончательного развития» [13].
В педагогической трактовке понятие «формирование» имеет иной смысл, оно углубляет феномен развития, которое, как известно, детерминировано обстоятельствами жизни человека, его деятельностью, целенаправленными процессами воспитания и обучения. В отличие от целенаправленного, организованного процесса воспитания формирование включает в себя и множество внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов, стихийно влияющих на личность. Формирование – это не только развитие личности, но и процесс её становления.
Активность личности – один из центральных вопросов её становления.
Активность ребёнка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому её можно считать и предпосылкой и результатом его развития [14].
Любая деятельность…
Список использованной литературы
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. «Учёные записки
ЛГУ. Психология» [Текст]: монография / Б.Г. Ананьев; — М.: Высшая школа,
1986. – 400с. – 10000 экз. – ISBN.
2. Бабулин, Н.А. Построение и чтение машиностроительных чертежей
[Текст]: Учеб.пособие для проф.обучения рабочих на пр-ве / Н.А. Бабулин.
– М.: Высшая школа, 1987. – 319с. – 150000 экз.
3. Боголюбов, С.К. Черчение [Текст]: С.К. Боголюбов. – М., 1989. – 425 с. – 10000 экз.
4. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст]: А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов. -Науч.- исслед. ин-т содержания методов обучения Акад. Пед. Наук СССР. – М.: Педагогика, 1979.- 297 с. – 60000 экз.
6. Ботвинников, А.Д.,. Черчение, 7-8-е классы [Текст]: А.Д. Ботвинников, И.С Вышнепольский М.: Просвещение, 1997. – 290 с. – 200000 экз.
7. Ботвинников, А.Д. и др. Черчение в средней школе [Текст]: Пособие для учителя / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. — М.: Просвещение, 1984. – 232 с. — 50000 экз.
8. Будасов,Б.В. Строительное черчение [Текст]: Учеб. для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп / Б.В. Будасов, В.П. Каминский. – М.: Стройиздат, 1990. – 456с. – 150000 экз.
9. Василенко, Е.А. Задания по черчению на преобразования [Текст]: Е.А. Василенко, Л.Н. Коваленко. – Минск, 1989. – 250 с. – 100000 экз.
10. Воротников, И.А. Занимательное черчение [Текст]: И.А. Воротников . — М.: Просвещение, 1974. – 198 с. – 50 000 экз.
11.Владимиров, Я.В. Моделирование изображений при обучении черчению[Текст]: Я.В. Владимиров. – М.: Просвещение, 1966. – 86 с. – 50000 экз.
12. Гервер, В.А. Творческие задачи по черчению [Текст]: В.А. Гервер. – М.: Просвещение, 1998. – 95 с.- 100000 экз.
13. Гордон,Л.А. Психология и педагогика интереса [Текст]: Л.А. Гордон . — Киев.: «Радьянская школа», 1990.- 324 с. — 10000 экз.
14. Данилов, М.А. Вопросы воспитания познавательной активности и
самостоятельности школьника [Текст]: М.А. Данилов. — Казань, 1972.- 45 с. – 30000 экз.
15. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-
справочник. – Казань, 1994. – 180 с. – 20000 экз.
16.Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. [Текст]: Б.П. Есипов. — М.: Наука, 1981.- 320 с. – 50000 экз.
17. Зубенко, П.Н. Альбом рабочих чертежей слесарно-монтажного и
зажимного инструмента [Текст]: П.Н. Зубенко. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2002. – 118 с. – 10000 экз.
18. Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы
отношений человека [Текст]: В.Г. Иванов. – М.: Наука, 1980. – 232 с.-
20000 экз.
19. Карточки – задания по черчению для 8 класса [Текст]: Пособие
для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханов,
А.Л. Терещенко; Под ред. Е.А. Василенко, — М.: Просвещение, 1990. –
250 с. – 100000 экз.
20. Кригер, В.Ф. Пространственно-графическое моделирование и развитие
творческих способностей студентов [Текст]: В.Ф. Кригер. – Воронеж, 1989.- 180 с. – 50000 экз.
21. Колотилов, В.В. Техническое моделирование и конструирование [Текст]: В.В. Колотилов. – М.: Высшая школа, 1983. – 86 с. – 50000 экз.
22. Леонтьев, А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка [Текст]: А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1996.- 418 с. – 30000 экз.
23. Лихачёв, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед.
учебн. заведений и слушателей ИПК ИФПК [Текст]:Б.Т. Лихачев. – М.: Прометей, 1992.- 256 с. – 5000 экз.