Организация, функционирование и роль унитарных предприятий в экономике города

Дипломная работа

Доклад

В первой части работы представлены общие положения по унитарным предприятиям, во второй части рассматриваются унитарные предприятия города.
Правовое положение унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и регламентированы Федеральным законом № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года.
Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарные предприятия могут быть двух видов (демонстрационный материал лист 1).
1. Основанные на праве хозяйственного ведения – федеральные государственные предприятия, государственные предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные предприятия.
2. Основанные на праве оперативного управления – федеральные казённые предприятия, казённые предприятия субъекта Российской Федерации, муниципальные казённые предприятия.
Государственные или муниципальные унитарные предприятия создаются в случае (демонстрационный материал лист 2):
— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
— необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
— необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Казённое предприятие может быть создано в случае:
— если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
— необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
— необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
— необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
— необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
— необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
— необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казённых предприятий.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав должен содержать:
— полное и сокращённое фирменное наименование унитарного предприятия;
— указание на местонахождения унитарного предприятия;
— цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
— сведения об органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
— наименование и правомочия органа унитарного предприятия;
— порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, порядок заключения, изменения, прекращения с ним трудового договора;
— сведения об имуществе, перечень фондов, размеры, порядок формирования и использования;
— порядок реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.
Унитарное предприятие является юридическим лицом и подлежит государственной регистрации.
Уставный фонд унитарного предприятия должен составлять для государственных не менее 5000 МРОТ, а для муниципальных не менее 1000 МРОТ установленных законом на дату государственной регистрации предприятия, и должен быть полностью сформирован собственником имущества в течении трёх месяцев с момента государственной регистрации предприятия. В унитарных предприятиях основанных на праве оперативного управления уставный фонд не формируется.
Увеличение или уменьшение уставного фонда происходит на основании утверждённой годовой бухгалтерской отчётности.
Имущество предприятия формируется за счёт:
— имущества, закреплённого за унитарным предприятием, собственником этого имущества;
— доходов от деятельности унитарного предприятия;
— иных не противоречащих законодательству источников.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием при его учреждении, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В 2007 году в городе насчитывается 20 унитарных предприятий, из них 5 государственные и 15 муниципальные. Удельный вес предприятий унитарной формы, от общего числа предприятий города, составляет 1,82 % (раздаточный материал лист 4 диаграмма 1).
Число занятых на унитарных предприятиях города составляет 3000 человек, общее число трудоспособного населения города составляет 48000. Удельный вес, занятых на унитарных предприятиях от общего числа трудоспособного населения города, составляет 6.2 % (раздаточный материал лист 4 диаграмма 2).
В собственности городского округа города находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. От того насколько эффективно оно будет использоваться в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, зависит оценка экономической и социальной эффективности муниципальных предприятий.
Экономическая эффективность унитарных предприятий – это оценочный показатель, характеризующий место, роль, положение, занимаемое унитарными предприятиями в процессах, протекающих в экономике города.
Социальная эффективность функционирования унитарных предприятий – это общественная польза, получаемая в результате их деятельности, итогом которой является создание соответствующих условий жизнедеятельности населения муниципального образования.
Оценка экономической и социальной эффективности унитарных предприятий с позиции городского сообщества основана на использовании системы показателей, которые характеризуют степень участия предприятий в городских социально-экономических процессах.
Для того чтобы оценить экономическую и социальную эффективность унитарных предприятий города, я определила удельный вес предприятий унитарной формы собственности, на основе показателей объёма выпуска продукции (оказания услуг) в 2006 году предприятиями города по отраслям экономики.
Удельный вес унитарных предприятий в сфере предоставления транспортных услуг составляет 60,2 % (раздаточный материал лист 5 диаграмма 1)
Удельный вес унитарных предприятий в сфере предоставления услуг связи составляет 54,8 % (лист 5 диаграмма 2)
Удельный вес унитарных предприятий в сфере услуг общественного питания составляет 15,4 % (лист 6 диаграмма 1)
Удельный вес унитарных предприятий в издательской и полиграфической деятельности составляет 17,6 % (лист 6 диаграмма 2)
Удельный вес унитарных предприятий в аптечной сети составляет 16,5 % (лист 7 диаграмма 1)
Удельный вес унитарных предприятий в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства составляет 50,5 % (лист 7 диаграмма 2)
Удельный вес унитарных предприятий в сфере предоставления услуг электроснабжения составляет 59,2 % (лист 8 диаграмма 1)
Удельный вес унитарных предприятий в сфере предоставления услуг горячего водоснабжения и отопления составляет 79,7 % (лист 8 диаграмма 2)
Удельный вес унитарных предприятий в сфере предоставления услуг водоснабжения и водоотведения составляет 88,4 % (лист 9 диаграмма 1)
Удельный вес унитарных предприятий в дорожном хозяйстве города составляет 79 % (лист 9 диаграмма 2)
Оценка функционирования унитарных предприятий города показывает, что в отраслевой структуре предприятий города наибольший удельный вес занимают муниципальные унитарные предприятия, предоставляющие услуги жизнеобеспечения – услуги повышенного социального значения, услуги общественного транспорта и связи.
Особенности функционирования унитарных предприятий показывают, что для них характерно внутреннее противоречие: во-первых, унитарные предприятия определены как коммерческие организации, цель которых получение прибыли. Во-вторых, они являются унитарными, деятельность их существенно ограничивается собственником закрепляемого за ними имущества. В-третьих, унитарные предприятия – это институты созданные на базе государственной и муниципальной собственности, основное предназначение которых – решать самые разнообразные задачи местного самоуправления, выполнять общественно-полезные функции.
Роль унитарных предприятий для экономики города несомненно высока, это – рабочие места, стабильная работа систем жизнеобеспечения города, возможность поддержки льготных категорий граждан, пополнение городского бюджета, контроль функционирования систем жизнеобеспечения города.
Унитарные предприятия, имеющие высокий уровень социальной и экономической эффективности в городской экономике, должны быть объектами поддержки со стороны городских властей и государства. Поскольку они напрямую способствуют выполнению местными органами власти своей главной функции – создание благоприятных условий жизнедеятельности населения. Цель государственной и городской политики по отношению к ним можно сформулировать как стимулирование рентабельных и поддержка нерентабельных предприятий.

Содержание

Введение
1 Организация государственных и муниципальных унитарных предприятий, общие положения
1.1 Роль унитарных предприятий в экономике, объективность их существования
1.2 Унитарные предприятия, организационная форма
1.3 Функции унитарного предприятия
2 Унитарные предприятия города, их организация, функционирование и роль в экономике
2.1 Цель создания унитарных предприятий города
2.2 Унитарные предприятия города
2.3 Роль унитарных предприятий в экономике города
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение 1. Характеристика инфраструктуры города
Приложение 2. Объём выпуска продукции (оказания услуг) в 2006 году предприятиями по отраслям экономики города
Приложение 3. Показатели, характеризующие степень участия государственных и муниципальных унитарных предприятий в социально-экономических процессах города
Приложение 4. Показатели функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий города

Введение

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и регламентированы Федеральным законом № 161-ФЗ от 14 ноября 2002.
Министерство государственного имущества Российской Федерации наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведёт их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закреплённого за унитарными предприятиями.
Цели и задачи управления унитарными предприятиями заключаются в:
— повышении эффективности деятельности унитарных предприятий, а также эффективности использования закреплённого за ними имущества;
— оптимизации количества унитарных предприятий;
— создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий;
— погашении унитарными предприятиями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и как следствие – в увеличении поступлений в федеральный бюджет от использования государственного имущества, закреплённого за унитарными предприятиями;
— снижении расходов федерального бюджета на содержание казённых предприятий.
Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определёнными законодательством.
Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, в том числе казённого, были созданы исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
Актуальность темы: правовой и экономический статус унитарных предприятий, унитарные предприятия в роли реального инструмента, с помощью которого городская власть может обеспечить выполнение своей главной функции – создание нормальных условий жизнедеятельности населения.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть организацию, функционирование, и роль унитарных предприятий в экономике города.
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования вытекают задачи:
1. рассмотреть организационную форму унитарного предприятия;
2. осуществить анализ деятельности унитарного предприятия;
3. раскрыть роль унитарных предприятий в экономике города.
Объект исследования: государственные и муниципальные унитарные предприятия являющиеся компонентом экономики города.
Предметом исследования выступают: совокупность процессов, явлений, тенденций функционирования, развития и регулирования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Методы исследования: сравнительный и функциональный анализ, классификация, статистическая группировка.
Методология работы опирается на нормативно правовые источники: Федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях» № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года; Гражданский кодекс Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» с изменениями от 8 декабря 2003 года статьи 113, 114, 115. Также на учебные пособия: учебник для ВУЗов «Планирование на предприятии» автор Ильин А.И.; учебник для ВУЗов «Экономика предприятия» автор Раицкий К.А., и книгу Поянина В.А.: Историко-документальная хроника, очерки, цифры, факты изданную к 60 летию города.
Структура работы состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, глоссария, библиографического списка, приложений.

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится