Процесс творческой проектной деятельности студентов, как фактор влияющий на эффективность подготовки учителей технологии

Дипломная работа

Содержание

Введение
1. Дидактические основы разработки творческих проектов
1.1. Сущность проектной деятельности
1.2. Метод проектов в обучении студентов как один из путей активизации творческо-проектной деятельности студентов
2. Разработка конструкций разделочно-сушильного стола
2.1. Этапы проектирования
2.2. Санитарно-гигиенические требования предъявленные к кухне
2.3. Эскизное проектирование разделочно-сушильного стола
2.4. Дизайн анализ разделочно-сушильного стола
2.5. Конструкторское проектирование разделочно-сушильного стола
2.6. Эксплуатация и уход за мебелью
2.7. Расчет конструкций на прочность
2.8.Экономическое обоснование проекта
3. Технология изготовления разделочно-сушильного стола
3.1. Виды и классификация мебели
3.2. Функции мебели и основные требования к ней
3.3.Технология изготовления разделочно-сушильного стола
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Основные антропометрические данные взрослых
Приложение 2. Чертежи (Отсутсвует)

Введение

Актуальность темы. При подготовке учителей вопросы проектирования (художественного проектирования) довольно серьезно изучались еще с 70-х годов прошлого века на художественно-графических факультетах. В основном же, техническое творчество сводилось к конструированию и моделированию по готовым образцам на основе уже разработанной документации, которая была разработана как учебно-методическая документация. Она присутствовала в разных учебниках, учебно-методических пособиях, журналах «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Школа и производство». Лишь некоторые учителя-энтузиасты могли себе позволить такую роскошь. Также можно было заняться разработкой творческих проектов в некоторых Домах творчества школьника, студиях, кружках.
С появлением новой образовательной области «Технология», введение предмета «Технология» в учебные планы общеобразовательных учреждений, открытие в педагогических институтах факультетов для подготовки учителей технологии и предпринимательства, принятие за основной метод обучения методов проектов — ситуация в образовательных учреждениях стала меняться. Активизация проектной деятельности всех обучаемых стала предметом пристального внимания со стороны ученых и педагогов.
Технологическое образование стало развиваться в контексте общей эволюции современной школы и образования. Его основная идея тесно связана с идеей непрерывности проектной культуры, предполагающей реализацию проектной деятельности учащихся во всей системе образования, а не только в профессионально инженерно-конструкторской.
На мой взгляд, рассматриваемая проблема в дипломном исследовании актуальна и современна. Она должна быть рассмотрена со всех сторон, и вводиться не хаотично, а последовательно и научно обоснованно. Проведенный анализ научной литературы показал, что, не смотря на то, что многие ученые отмечают высокую эффективность проектной деятельности в обучении субъектов образовательных учреждений, в настоящее время еще рано говорить о том, что в России она приобрела широкое распространение. Свидетельством того является, то, что многие директора, завучи, учителя школ даже не имеют представления, что такое «Образовательная область «Технология», каковы ее цели и задачи. По накатанной десятками лет дороге, полным ходом, идут занятия по труду.
Противоречие в данном случае заключается не только в инертности многих администраторов и учителей обучать учеников сложной, интегративной проектной деятельности, сколько в том, что подготовленных специалистов в данной области еще нет, а высшие педагогические учебные заведения только проходят процесс адаптации к новой специальности — подготовки учителя технологии и предпринимательства. В результате происходит рассогласование между требованиями к творческо-конструкторской подготовке учителей технологии и предпринимательства, призванных осуществлять обучение учащихся технологии, и реальной организацией учебного процесса на факультетах технологии, в которых о проектной деятельности больше говорят, чем делают. Проектная деятельность, как правило, рассматривается как второстепенный аспект.
Поэтому в исследовании была предпринята попытка, изучить возможности перехода к более решительным действиям внедрения проектного метода, который лежит в основе проектной деятельности студентов.
Цель исследования — изучить содержание курса «Технологии» (раздел «Деревообработка»), ознакомиться с его целями и задачами, а также выявить возможности активизации проектной деятельности студентов, факультета технологии, в процессе изучения данного курса. Осуществить проект опытно-конструкторской разработки компьютерных  столов с последующим его внедрением в учебный процесс.
Объект исследования — процесс творческой проектной деятельности студентов, как фактор влияющий на эффективность подготовки учителей технологии.
Предмет исследования — выявление особенностей содержания лабораторных занятий по указанному курсу, и методики преподавания, влияющие на активизацию проектной деятельности студентов.
Гипотеза исследования — при изучении курса «Технологии» и выполнения творческих проектов студентами, на основе метода проектов и особенностей содержания и методики преподавания курса, активизируется их проектная деятельность.
Задачи исследования:
1. провести анализ и обобщение теоретических аспектов проектной деятельности студентов и ее роли в организации процесса подготовки учителей технологии;
2. изучить метод проектов и его роль в учебном процессе подготовки учителей технологии, а также определить значимость внедрения метода проектов в плане активации творческо-проектной деятельности студентов
3. выявить условия, способствующие активному усвоению знаний и успешному выполнению проектной деятельности студентами в процессе изучения курса «Технологии»;
4. ознакомиться с дипломными работами, выполненными на которые соответствуют целям и задачам нашего исследования, и изучить опытно-конструкторские образцы учебной мебели, изготовленные на факультете;
5. спроектировать и изготовить разделочно-сушильный стол (ОКР КС должна быть изготовлена в соответствии с заданием руководителя), а также описать характерные особенности проектирования и технологии изготовления;
Методологической основой исследования выступили научные и учебно-методические работы: Т. В. Кудрявцева, который выделил характерные отличия учебного проектирования от профессиональных проектов; дидактические основы метода проектов, разработанные отечественными учеными П. П. Блонским, Л. Э. Левиным, В. Д. Симоненко, С. Т. Шацким и зарубежными учеными Дж. Дьюи, У. X. Килпатриком. Активизация проектной деятельности студентов рассматривалась через призму научных исследований психолого-педагогических особенностей активности человека В.И.Андреев. Проектирование и изготовление ОКР УКС осуществлялось на основе методики художественного проектирования разработанной Б. В. Нешумовым, и рекомендаций по эргодизайну Д. А. Азрикан [4, С.132].
Практическая значимость дипломной работы заключается в выполнении опытно-конструкторских разработок учебной мебели для кабинета “Кулинарии”. Данные конструкции могут использоваться для проведения занятий по “Кулинарии”
Методы исследования. В работе использовались следующие методы:
1. Метод проектов для выполнения практической части дипломной работы;
2. Метод работы с документацией (изучение программного материала курса «Технология»);
3. Метод наблюдения (в период посещения занятий по курсу «Технология»); Дипломная работа включает в себя пояснительную записку, графический материал, расчеты. Пояснительная записка состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения, чертежей.

Дидактические основы разработки творческих проектов

1.1. Сущность проектной деятельности

Еще в начале 70-х годов XX века стали говорить о том, что в вузе надо учить не столько структурности материально-предметного мира, сколько возможностям и способам его перестройки и проектирования нового мира (А.А. Дорогое, 1978). Подготовка образованного человека в XX веке без осуществления проектной деятельности в процессе обучения уже немыслима, она становится органической частью общего образования.
Проектирование рассматривают как метод порождения вещей и систем, основанный на оперировании знаками: чертежом, рисунком, расчетом, текстом. В частности, Т.В. Кудрявцев называет его процессом создания представлений об объекте, которое объективируется в разнообразной документации (1975). В. А. Кальский представляет проектирование как осмысленное творение вещей, отталкивающееся от нужд настоящего и предвосхищающего потребности будущего, и находящего свое выражение в знаниях, умениях и способностях проектировщика осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты [15,С.210]. Если придерживаться теоретических основ технологического образования, то проектирование является основой технологической культуры. Технологическую культуру он предлагает понимать как уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа — общество – техносфера. [15, С. 164].
Работа посвящена изучению возможностей активации проектной деятельности студентов в целом и активации проектной деятельности студентов в процессе изучения курса «Технологии» раздела «Деревообработка» в частности. Поэтому одной из целей представленного исследования является анализ места и роли проектирования в системе подготовки учителей технологии и предпринимательства.
Осуществление курса на ускорение научно-технического прогресса во многом определяется готовностью и способностью человека к самостоятельной творческой деятельности, при которой он должен занять активную позицию субъекта деятельности. Поэтому, в частности, в технологическом образовании основной единицей становится не столько усвоение знаний, умений и навыков, сколько овладение студентами и творческой, проектной деятельности. Деятельностный подход становится ключом к организации содержания, пересмотру целей и задач высшего образования.
Задачи высшего образования с точки зрения деятельностного подхода определяются современным уровнем достижений общечеловеческой культуры и направленностью на определенный вид деятельности. При этом основная задача заключается в создании условий для целенаправленного становления профессионального сознания, «стягивающего» различные виды и типы деятельности специалиста в широкое поле проектировочных действий. Результативность этого процесса во многом определяется «психологическим потенциалом конкретной профессиональной деятельности, тем вкладом, который вносит в сознание субъекта его вхождение в данную профессию, принятие им ее задач, овладение ее предметным содержанием, средствами и способами деятельности, логикой ее развития и преобразования. Профессиональные формы сознания складываются при определенной организации профессиональной деятельности» [17, С.192].

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится