Содержание
Введение
1. Методика профессиональной подготовки учителя технологии
1.1 Основы формирования психологических качеств, необходимых выпускнику ВУЗа
1.2. Компоненты психологической готовности учителя
1.3. Мотивация к профессиональной деятельности и педагогические способности учителя
2. Проектный метод обучения в системе технологического образования
2.1. Дидактические основы разработки творческих проектов
2.2. Основные принципы разработки творческих проектов
2.3. Оценка творческих проектов
3. Технология изготовления компьютерного стола для студенческого профбюро
3.1. Аналитический обзор и обоснование выбора конструкции
3.2. Техническое описание
3.3. Экономическое обоснование
Заключение
Список использованной литературы
Приложение. Чертежи изделия
Введение
Образовательная область «Технология» в базисном учебном плане 11-летней школы входит обязательной составляющей в федеральный компонент содержания обучения.
Основные задачи «Технологии» в системе общего образования состоят в
том, чтобы средствами трудовой подготовки способствовать гражданскому,
социально-трудовому становлению учащихся, эффективной профессиональной ориентации в условиях рынка и профессий, приобщать учащихся к политехническому образованию, обучать инвариантным технологическим знаниям, развивать познавательную трудовую активность, профессиональную мобильность и в целом обеспечивать формирование у школьников технологической культуры.
Подготовка в педагогических ВУЗах учителей технологии и предпринимательства, умеющих руководить учащимися на занятиях и во внеклассной деятельности, владеющих технологией проектного обучения, является актуальной и жизненно необходимой задачей сегодняшнего дня.
Педагог — это одна из важнейших профессий в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог — это человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис, и новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс человечества.
Профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Одним из факторов такой подготовки является разработка проекта и конструкции изготовления мебели.
Проектирование и конструирование изделий из древесины охватывают все основные аспекты конструктивных решений и технологических приемов изготовления мебели. Что касается вопросов художественного конструирования, то именно мебель является носительницей стилевых и эстетических черт и объектом художественного творчества.
Основной закономерностью художественного конструирования является нерушимое единство художественно выразительной формы и практического назначения, построение вещей в строгом соответствии со свойствами и возможностями материала, и технологией производства. Создание нового изделия требует многосторонней деятельности и большого искусства.
В настоящее время проблема оборудования кабинетов учебных заведений занимает далеко не последнее место при организации учебного процесса. В последнее время из-за недостаточного финансирования школ, училищ, техникумов и других учебных заведений, проблема обеспечения учебным оборудованием является по сей день не решённой. Правильное оснащение кабинета позволяет учителю рационально использовать рабочее место и планировать учебное время, что в свою очередь приводит к успешной педагогической деятельности.
Целью работы является повышение профессионального мастерства будущего учителя технологии путём изготовления мебели
Объект исследования — учебный процесс в учебно-производственных мастерских.
Предмет исследования — разработка проекта и технологии изготовления компьютерного стола.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме дипломной работы.
2. Рассмотреть психолого-педагогические компоненты готовности будущего учителя технологии к профессиональной деятельности.
3. Выполнить дизайн-анализ стола.
4. Произвести обоснование выбора материалов.
5. Разработать технологию изготовления стола.
6. Выполнить расчет на прочность.
7. Выполнить экономический расчет и провести маркетинговое исследование.
Методологическую основу исследования составили: основы художественного конструирования (Барташевич А.А., Белов А.А., Бухтияров В.П. и др.), методика обучения конструированию в школьных мастерских (Качнев В.И., Карачев А.А., Кириллова Г.Д. и др.), учебно-методическое обеспечение занятий в учебно-производственных мастерских (Муравьёв Е.М., Молодцев М.П., Крейндлин Л.Н.).
Методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение.
База исследования: учебно-производственные мастерские.
1. Методика профессиональной подготовки учителя технологии
1.1. Основы формирования психологических качеств, необходимых выпускнику ВУЗа
В современных условиях перед высшей школой ставится задача поднять уровень профессиональной подготовки студентов в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, увеличить выпуск специалистов по новым перспективным направлениям науке и технике.
Объем знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, но срок обучения в ВУЗе ограничен несколькими годами. Отсюда следует, что надо интенсифицировать учебный процесс, целеустремленно формировать качества, необходимые инженеру, врачу, агроному, учителю. Повышать свою квалификацию, обновлять знания любому специалисту придется всю жизнь. В студенческие годы он должен освоить методику самообразования, научиться критически мыслить и находить новые способы решения профессиональных задач, четко ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
ВУЗы становятся решающим звеном всей системы образования, т.к. от качества выпускаемых ими специалистов зависит уровень преподавания в общеобразовательной школе и профессиональный уровень научных работников, темпы и эффективность многих экономических, культурных и социальных преобразований.
Думается, что для конкретизации целей формирования личности специалиста необходимо составлять психограммы (характеристика особенностей и качеств личности, необходимых специалистам для успешного выполнения обязанностей) профессий, т.к. различные специалисты предъявляют своеобразные требования к практической деятельности и личности выпускника: каждая профессия и специальность предполагает наличие специализированных и профессионально важных черт и качеств, чтобы люди одной профессии успешно справлялись со своими разнообразными задачами, им необходимы не только общие, но и специфические черты и качества.
Определить эти качества, значить наметить конкретные цели формирования личности студента [20,С.26].
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
укрепляется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
совершенствуются, профессионализируются психические процессы, состояния, опыт;
повышается чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
растут претензии личности студента в области своей будущей профессии:
на основе интенсивной передаче социального и профессионального опыта и формирование нужных качеств растет общая зрелость и устойчивость личности студента;
повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
крепнет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе [9,С.37].
Формирование личности будущего специалиста в ВУЗе — сложный и многосторонний процесс, успех которого обеспечивается, прежде всего, организацией и планированием деятельности студентов, активным выполнением ими определенных задач, созданием внешних и внутренних условий для интенсивного проявления необходимых качеств [9,С.71].
В студенческом возрасте достигают максимума в своем знание не только физические, но и психологические свойства и высшие психические функции: восприятие, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Этот факт позволил Б.Г.Ананьеву сделать вывод о том, что данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профподготовки. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Особенно бурно в период вузовского обучения идет развитие специальных способностей. Студенты впервые сталкиваются со многими видами деятельности, являющимися компонентами его будущей профессии.
Деятельность в социальном смысле — это целенаправленный процесс преобразования действительности, создания материальных и духовных ценностей. В психологическом смысле деятельность — это мотивированный процесс использования тех или иных средств (внешних и внутренних) для достижения цели. Особенности деятельности определяются содержанием целей, предметом, на который направлена, обстановкой, средствами и способами, с помощью которых она осуществляется, результатами.
Деятельность и личность находятся в единстве: личность — это субъект деятельности.
Все психические процессы, свойства, опыт человека проявляется и формируется в деятельности (в ее различных видах).