Психокоррекция школьной тревожности

Дипломная работа

Содержание

Введение
1.Теоретические аспекты проявления школьной тревожности
1.1. Понятие тревожности. Проблема тревожности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Причины возникновения школьной тревожности
1.3. Диагностика школьной тревожности
2.2. Проблемы психокоррекции школьной тревожности
2.1. Основные принципы и методы психокоррекции школьной тревожности
2.2. Психокоррекция школьной тревожности у подростков
2.3. Экспериментальное исследование психокоррекции школьной тревожности
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение 1 «Шкала тревожности»
Приложение 2 Тест школьной тревожности Филипса
Приложение 3 Программа психокоррекции школьной тревожности подростков.
Приложение 4 Результаты диагностики школьной тревожности
подростков, учащихся 7-8 классов, по методике Филипса.
Приложение 5 Результаты диагностики школьной тревожности по методике Филипса в экспериментальной группе (после психокоррекции).
Приложение 6 Данные по расчету t-критерия Стьюдента в экспериментальной и контрольной группах.

Введение

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Этому посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии. В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности и адаптации существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью[8]. Повышенный уровень тревожности у школьника может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Вопросы изучения школьной тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов — выявление причин возникновения и способов психокоррекции тревожного поведения школьников.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.
По мнению Л.И. Божович ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям . Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. В этом случае тревога — фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, школьника может охватить паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
Школьная пора — основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек — это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Существует следующие термины для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Часто школа лишь выявляет, особенности ребенка, сформированные в семье. Тем не менее, следует признать, что характер обучения в том виде, в каком оно имеет место во многих школах, содержит целый ряд факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося[20]. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике школьника, свидетельствуют о широких возможностях его развития на данном возрастном эта¬пе. В течение школьного периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития школьника как активного субъ¬екта, познающего окружающий мир и самого себя, приоб¬ретающего собственный опыт действия в этом мире.
Школьный возраст является оптимальным:
— Для формирования действующих мотивов развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.
— Раскрытия индивидуальных особенностей.
— Становления адекватной самооценки.
— Усвоения социальных норм.
— Развития навыков коммуникативного общения со сверстниками взрослыми.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. С возрастом у школьников меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам . И от того, смогут ли взрослые уловить эти перемены, понять изменения, происходящие со школьником, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой психического здоровья школьника. Ряд научных исследований, посвященных коррекции тревожности, свидетельствует о значительной роли организации психокоррекционной работы в снижении тревожности школьников. Поэтому актуальность исследования проблемы психокоррекции школьной тревожности является важной на протяжении всего периода развития современной психологической науки и практики.
Объект исследования – школьная тревожность как составляющая функциональной структуры личности.
Предмет исследования – процесс психокоррекции школьной тревожности в подростковом возрасте.
Цель дипломного исследования: исследовать принципы и методы психокоррекции школьной тревожности подростков.
В соответствии с объектом, предметом и целью дипломного исследования были поставлены следующие задачи:
— Обобщить теоретический материал по проблеме возникновения школьной тревожности.
— Раскрыть понятие школьной тревожности.
— Показать причины возникновения школьной тревожности.
— Отобрать диагностические методики, направленные на выявление школьной тревожности.
— Изучить принципы и методы психокоррекции школьной тревожности.
— Разработать коррекционную программу по снижению школьной тревожности подростков, выявить ее развивающий эффект.
— Провести сравнительный анализ результатов применения психокоррекционной программы по снижению школьной тревожности подростков с применением методов математической статистки.
Методы исследования :
1. Диагностические.
2. Методы интерактивного взаимодействия.
3. Психокоррекционные методы.
4. Методы математической и статистической обработки экспериментальных данных.
Гипотеза исследования. При проведении психокоррекционной работы с использованием разработанной коррекционной программы, в соответствии с основными принципами: единства диагностики и коррекции, комплесного подхода, учета индивидуальных и возрастных особенностей произойдет эффективное снижение уровня школьной тревожности подростков. Структура дипломной работы:
Первый этап исследования включал изучение теоретического и практического материала по проблеме школьной тревожности, отработку понятийно-категориального аппарата, выдвижение гипотезы исследования, выбор методов исследования.
Второй этап исследования включал проведение эксперимента по психокоррекции школьной тревожности, качественную и количественную обработку результатов проведенного эксперимента с применением методов математической статистики[19].
Дипломная работа содержит введение, две главы, заключение, глоссарий, библиографический список, приложения.
В первой главе «Школьная тревожность» рассмотрены понятие тревожности, причины ее возникновения как свойство личности, методы диагностики школьной тревожности.
Во второй главе «Психокоррекция школьной тревожности» показаны основные принципы и методы психокоррекционной работы, способы коррекции школьной тревожности, организация эксперимента и статистическая обработка результатов экспериментального исследования.
Методологической основой исследования явились труды Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, А.А. Осиповой, Р.С. Немова, А.И. Захарова, Р.В. Овчаровой , А.М. Прихожан.

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится