Психологические закономерности влияния склонности к риску на профессиональную деятельность работников правоохранительных органов

Дипломная работа

Оглавление

Оглавление 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Склонность к риску и ее связь с профессиональной деятельностью. 6
1.1.Проблема риска в современной психологической науки. 6
1.2 Профессиональная деятельность и ее связь со склонностью к риску. 9
1.3 Влияние когнитивных и эмоциональных компонентов на склонность к риску человека. 15
2.Исследование диагностики когнитивных и эмоциональных компонентов на склонность к риску. 19
2.1. Когнитивные и эмоциональные компоненты человеческого сознания. 19
2.2 Методики и методы диагностики когнитивных и эмоциональных компонентов склонности к риску. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Библиографический список. 56

Введение

Деятельность специалистов многих профессий (милиции, военных, пожарных, летчиков, спасателей, каскадеров и других) связана с воздействием на них экстремальных факторов и осуществляется в условиях возникновения различных проблемных ситуаций, определяющих высокую сложность, опасность и ответственность выполнения трудовых задач.[33] В работах Ю.К. Стрелкова (2001), Л.Г. Дикой (1999), Ю.Я. Голикова (1999), А.Н. Костина (2004.) и др. показано, что характерной особенностью подобных ситуаций являются неопределенность момента их возникновения, характера развития и последствий, а также, как правило, наличие дефицита времени, поступление недостаточной, ложной информации, ее интерференции, изменение функционального состояния специалистов и т.д. Причиной ошибочных действий, аварий, катастроф и случаев гибели или серьезных травм специалистов в ряде случаев является недостаточный уровень развития способности действовать в условиях риска. Значение таких феноменов, как склонность и готовность к риску, способность к эффективным действиям в условиях риска особенно важно для решения задач оценки и формирования профессиональной пригодности для представителей «опасных» профессий и, в частности,  правоохранительных органов. Отечественными и зарубежными учеными проводились фундаментальные и прикладные исследования, направленные на изучение различных аспектов риска: влияния когнитивных и эмоциональных компонентов на принятие решения и поведение человека в условиях риска (К.Левин, 2001; В.А. Петровский, 1999; Т.В. Корнилова, 1999 и др.), оправданности риска (Ю. Козелецкий, 2000; А.А. Кондрацкий, 2001 и др.), поведение человека в рискованных ситуациях (Д. Кибельсберг, 1999; Р. Рисер, 2001; М. Зукерман,1998, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, 2000, В.П. и др.), а также факторов, влияющих на него (Г. Стар, 1999; Ю. Козелецкий, 2000; Н.Е. Задорожнюк, А.В. Зозулюк, 2004), связи рискованности и способности  успешно действовать в ситуациях риска с личностными особенностями (Н. Коган, М. Баллах, 2003; М.А. Котик, 2001; Т.В. Корнилова, А.А. Долынкова, 1999; Т.В. Корнилова, 1999 и др.), ценностных особенностей риска (Т.В. Корнилова, 1999; В.А. Петровский, 1999) Однако в указанных работах противоречиво определено понятие риска, не выявлены особенности общих и частных факторов ситуации риска, и таких проявлений риска,  как способность к эффективным действиям в условиях риска и склонности к риску, а также их проявления в некоторых наиболее сложных, опасных видах профессиональной деятельности. [31]
Объект исследования: склонность к риску
Предмет исследования: психологические закономерности влияния склонности к риску и способности успешно действовать в условиях риска на профессиональную деятельность работников правоохранительных органов, при особенностях эмоциональных и когнитивных компонентов.
Цель исследования: изучение психологических особенностей влияния склонности и способности успешно действовать в условиях риска на профессиональную эффективность специалистов опасных профессий, зависимость этих качеств от когнитивных и эмоциональных компонентов склонность к риску.

Задачи исследования:

1. Склонность к риску в ходе профессиональной деятельности.

2. Проблема риска в современной психологической науки.
3.Склонность к риску.

4.Профессиональная деятельность и ее связь со склонностью

5.Диагностика когнитивных и эмоциональных компонентов.
6. Когнитивные и эмоциональные компоненты человеческого сознания.

7. Методики и методы диагностики когнитивных и эмоциональных компонентов.

Гипотеза исследования: проявление риска в деятельности специалистов

опасных профессий обусловливаются не только ситуационными факторами, но и психологическими характеристиками когнитивных и эмоциональных компонентов, определяющими способность успешно действовать в условиях риска.

Структура дипломной работы: данная работа состоит из двух глав, где в первой главе рассматривалось склонность к риску в ходе профессиональной деятельности, а во второй диагностика когнитивных и эмоциональных компонентов и научно исследовательский эксперимент.

При написании диплома были использованы работы следующих авторов:

Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1998. , Алешина Е.С., Дейнека О.С. Соотношение когнитивного стиля с индивидуальным стилем на основе анализа ориентировочных и исполнительных компонентов // Когнитивные стили. Таллин, 2003. С. 65-68., Ананьев Б.Г.Психодиагностика. М., 2000. , Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1999 Анастази А. Психологическое тестирование. Т.2. М., 2000  Анохин П. К. Психология эмоций. М.,2002Аристотель. О душе // Соч.: в 4-х т. Т.1. М., 1998.  Арнольд В.И. Теория катастроф. М., 1999. ,. Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности. Автореф. канд. дис. Л., 2004    Бехтерев В.М. Объективная психология. СПб., 1999.   Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 2002.  Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1999    Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. Л., 1998 Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 2001  Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // Психические состояния / Под ред. Крылова А.А. Л., 2001.  Генкин А.А., Медведев В.И. Прогнозирование психофизиологических состояний. Л., 2002.   Голиков Ю.Я. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях. Автореф. канд. дис. Л., 1999.  Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л., 1999.  Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 2000. + 1. С. 121-132.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1998-20000.  Дашков И.М., Устинович Е.А.  Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1999.  Джемс У. Психология. М., 2002.  Дикая Л.Г.  Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., 2000. С. 63-90.  Дикая Л.Г., Щедров В.И., Семикин В.В. Оценка индивидуального стиля саморегуляции состояния человека // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М., 1999. С. 100-119.  Дорофеева Э.Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний // Проблемы моделирования психической деятельности. Вып.2. Новосибирск, 2003. С. 279-280.  Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1999. + 6. С. 141-145. Егоров Г.Г. Психология. М., 2004. Забродин Ю.М. Исторический подход к исследованию. Психических состояний // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.2. М.,1999. С. 123-126.       Кеннон В.Бард В. Таламическая теория эмоций. М.,2001Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2000. Кондрацкий А.А. Оправданность риска.// Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека. М., 2004. С. 100-119. Корнилов Т.В. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. М., 1999. Костин А.Н. Основы проффессиональной психодиагностики. Л., 2004. Кумбс К. Теория максимизации. М.,2003Левин К. Психология поведения. М., 2001Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 2003. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1999. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. 1999. + 6. С. 118-129. Максименко Ю.Б., Бондаренко А.И. Диагностика эмоциональных и когнитивных компонентов в структуре психического образа // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Ч.1. М., 2001. С. 54-57. Махнач А.В. Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях деятельности // Психол. журн. 1998. Т.12. С. 55-65. Махнач А.В. Личностные детерминанты динамики психических состояний в экстремальных условиях деятельности. Автореф. канд. дис. М., 2000. Махнач А.В. Факторный анализ как метод оценки взаимовлияния черт личности и психического состояния 110. Морли Ст., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. СПб., 1999. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 2000. Стрелков Ю.К. Способность человека действовать в условиях риска. Л.,2001  Уайд Г. Гомеостатическая теория риска. М., 2001Филимоненко Ю.И., Юрьев А.И., Нестеров В.М. Экспресс-методика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность / Под ред. А.А. Крылова. Л., 2001..Фестингер Л. Теория  когнитивного  диссонанса. М.,1999Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. М., 1998. Яворская Г.Х. Эмоциональный настрой как фактор профессиональной готовности // Диагностика и регуляция эмоциональный состояний. Т.2. М., 2000. С. 120-122. Якунин В.А. О связи психических состояний и свойств личности // Психические состояния / Под ред. А.А. Крылова. Л., 2000. С. 17-23.

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится