Распиловка ЛДСП слесарной ножовкой

Конспект урока

Цели: познакомить студентов с процессом распиловки ЛДСП слесарной ножовкой, сформировать умение распиловки заготовки из сортового проката слесарной ножовкой; воспитывать у учащихся аккуратность и точность в работе; способствовать развитию гру­бой моторики.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обоб­щение и систематизация изученного).
Методы обучения: устный опрос, рассказ, показ учителем приемов распиловки, демонстрация наглядных пособий, диа-или видеофильма, практическая работа.
Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готов­ности студентов к занятию, сообщение темы и целей занятия.

II. Теоретическая часть.

Повторение пройденного материала.
Вопросы:
1) Назовите инструменты, применяемые для разметки ЛДСП.
2) В какой последовательности размечают заготовку для  распиливания слесарной ножовкой?
3) Предложите способы, облегчающие процесс разметки заго­товок из ЛДСП обдуманные дома.
2. Изложение нового материала.
План рассказа учителя:
1) Слесарная ножовка.
2) Подготовка ножовки к резанию.
3) Приемы резания слесарной ножовкой.
1. Слесарная ножовка.
Для разрезания заготовок из сортового проката используют ручную слесарную ножовку, которая состоит из двух основных частей: ножовочного станка (рамки) и ножовочного полотна.
Ножовочное  полотно   представляет  собой  тонкую  и  узкую стальную пластину с зубьями на одном из ребер. Длина наиболее распространенных ножовочных полотен составляет 280…350мм. Каждый зуб имеет форму клина и при резании работает как резец.
2. Подготовка ножовки к резанию.
Подготовка ножовки к работе заключается в проверке заточки зубьев и их прямолинейность.
3. Приемы резания.
(Учитель сопровождает рассказ показом приемов резания.)
Для разрезания заготовки ее надежно закрепляют в тисках так, чтобы место разреза находилось недалеко от края губок тисков. На месте разреза делают небольшой пропил трехгранным напильни­ком, что обеспечит точное направление движения полотна.
Во время работы необходимо принять правильную рабочую по­зу: встать вполоборота к тискам; рукоятку но­жовки обхватить пальцами правой руки, конец рукоятки при этом должен упираться в середину ладони, а большой палец — лежать на рукоятке сверху, вдоль нее; левой рукой взять полотно ножовки так, чтобы большой палец находился слева, а остальные обхва­тывали правую сторону.
Во время работы ножовку нужно держать ровно, чтобы не получилось косого разреза. Двигают ножовкой плавно без рывков. Нажимают ножовкой на заготовку только при движении вперед, то есть во время рабочего хода. Во время обрат­ного хода, который называют холостым, ножовку слегка припод­нимают, чтобы не тупились зубья полотна. Нормальная скорость рабочих движений 30-60 двойных (рабочий и холостой) ходов но­жовки в минуту.
Для правильного выполнения резания необходимо следовать следующим правилам:
1) при работе нужно использовать всю длину полотна. Это обеспечивает равномерный износ зубьев и более длительную службу полотна;
2) для того чтобы полотно не нагревалось во время работы, не­обходимо смазывать его машинным маслом;
3) в начале распила полосового и квадратного проката ножовку наклоняют слегка вперед; постепенно наклон уменьшают и после того, как пропил дойдет до ближайшего ребра заготовки, ножовку возвращают в горизонтальное положение;
6) при разрезании заготовок, имеющих ребра или острые кром­ки, следует соблюдать следующее правило: пиление должно идти от плоскости к ребру, чтобы не сломать зубья полотна.
(В конце занятия после практической работы, если остается время, можно продемонстрировать дна- или видеофильм, показы­вающий приемы работы слесарной ножовкой, дисковых или ленточных пил, фрез. Если такой возможности нет, можно запланиро­вать экскурсию на предприятие, чтобы понаблюдать за этими процессами.)

III. Практическая часть.

Практическая работа «Распиловка ЛДСП слесарной но­жовкой».
1. Организация рабочего места.
Студенты выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся тиски, трехгранный напиль­ник, слесарная ножовка, карандаш, угольни­ки, кернер, разметочный молоток,  заготовка.
2. Вводный инструктаж.
Задание:
1) разметьте заготовки (объект труда подбирается с учетом разработанной ранее технологической карты изделия из ЛДСП);
2) распилите заготовки;
3) проверьте размеры заготовок по чертежу.
Правила техники безопасности.
1) Работать только исправной ножовкой
2) Ручка ножовки должна быть прочно насажена и не иметь трещин.
3) Нельзя работать ножовкой, в полотне которой есть сломанные зубья.
4) Опилки с верстака сметать щеткой, не сдувать и не удалять голыми руками.
5) Поддерживать отрезаемую часть заготовки, чтобы  она не упала и не повредила ноги.
6) Оберегать руки от ранения зубьями полотна и острыми краями заготовок. Класть ножовку полотном от себя.
3. Текущий инструктаж:
Самостоятельное выполнение студентами задания. Текущие на­блюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безо­пасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.
Возможные ошибки:
1) косой разрез, образующийся при уводе ножовочного полотна в сторону
2) несоблюдение заданных размеров, полученных после распиловки заготовки (причины: невнимательность во время ра­боты, неправильная предварительная разметка);
3) повреждение поверхности детали
4. Заключительный инструктаж.
Оценка результатов работы студентов, выбор лучших работ; разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъ­яснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

1. Установка на следующее занятие.
На следующем занятиии продолжится знакомство с технологией обработки ЛДСП. Студенты  получат новые знания и приобретут умения рубки оклеивание кромок.
2. Домашнее задание:
1) повторить изученный материал по распиловке ЛДСП  слесар­ной ножовкой;
3. Уборка рабочих мест.


0
Нравится