Разработка дидактических средств обучения студентов проектированию учебного оборудования

Дипломная работа

Содержание

Введение
1. Творческо-конструкторская деятельность будущего учителя технологии и предпринимательства
1.1. Алгоритм и методы проектирования
1.2. Курсовой проект по творческо-конструкторской деятельности в системе обучения будущего учителя проектированию
1.3. Направления и содержание курсовой работы
1.4. Дидактическое обеспечение курсового проектирования
2. Разработка дидактических средств обучения студентов проектированию
2.1. Проектирование методических рекомендаций «Соединения элементов мебели»
2.2. Проектирование стенда «Мебельная фурнитура»
2.3. Экономическое обоснование проекта стенда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Сборочный чертеж стенда
Приложение 2. Технологическая карта изготовления стенда

Введение

В условиях развивающегося общества предъявляются высокие требования к овладению студентами современными компетенциями, системой универсальных знаний, умений и навыков, опытом самостоятельной деятельности. Одним из основополагающих компонентов в преобразующей деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства является его подготовка к руководству проектной деятельностью школьников, которая обеспечивается, прежде всего, усвоением специальных знаний и собственным опытом проектирования изделий различного назначения.
Осуществление проектирования предусмотрено образовательным стандартом при выполнении курсовых и дипломных работ. Одна из курсовых работ выполняется будущими учителями технологии и предпринимательства на 5 курсе по итогам изучения творческо-конструкторских дисциплин. Успешность проектной деятельности студентов – основа их творчески активного самочувствия, формирования у них способов самостоятельного решения профессиональных задач. Сформированность готовности к проектной деятельности студентов факультета технологии и предпринимательства обеспечит успех будущей совместной деятельности учителя и учеников.
Чтобы достичь заданного уровня успешности проектной деятельности субъектов обучения, преподаватель должен создать условия, от которых зависит конечный результат проектной деятельности студентов.
В ходе исследований в разные годы учеными проведен ряд исследований, посвященных проектной деятельности школьников и студентов, которые являются значимыми для разработки данной проблемы применительно к подготовке учителя технологии (П.Р. Атутов, А.А. Карачев, А.Г. Куликов, Н.В. Матяш, М.Б. Павлова, Е.С. Полат, В.Д. Си-моненко, Ю.Л. Хотунцев, И.Д. Чечель и др.). О необходимости обучать студентов технологии творчества, больше уделять внимание проектировоч-но-конструкторской деятельности указывают в своих работах А.Н. Богатырев, В.М. Жучков, В.В. Крашенинников, А.П. Надточий, В.А. Поляков, А.Н. Ростовцев, А.И. Тимошенко, А.С. Тихонов и др.
Вопросы проектирования и конструирования мебели рассматриваются в работах А.А. Барташевич, П.Д. Бобикова, А.Б. Блехман, В.П. Покатаева и др.
Анализ данных исследований показывает, что, несмотря на большое количество работ, посвященных различным аспектам подготовки учителей технологии, а также проектированию мебели, различного назначения, разработки дидактических средств творческо-конструкторской деятельности студентов по проектированию учебного оборудования уделяется сравнительно мало внимания.
Установлено противоречие между современными требованиями к подготовке учителя технологии к руководству проектной деятельностью школьников и недостаточным уровнем создания дидактических средств обучения студентов проектированию учебного оборудования.
Наличие противоречия позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая состоит в разработке дидактических средств творческо-конструкторской деятельности студентов при выполнении курсовой работы по проектированию учебного оборудования. Так как, указанная проблема мало исследована и в то же время очень важна для подготовки студентов к осуществлению проектной деятельности, то тема дипломной работы «Разработка дидактических средств обучения студентов проектированию учебного оборудования» является актуальной.
Цель исследования – выявление, обоснование и проектирование дидактических средств обучения студентов проектированию учебного оборудования при осуществлении творческо-конструкторской деятельности способствующих успешному выполнению курсовой работы.
Объект исследования – творческо-конструкторская деятельность студентов факультета технологии и предпринимательства.
Предмет исследования – разработка дидактических средств обучения студентов проектированию учебного оборудования при выполнении курсовой работы.
В основу исследования положена гипотеза о том, что проектирование учебного оборудования при выполнении курсовой работы по творческо-конструкторским деятельности будет успешным, если процесс проектирования осуществляется с применением специально разработанных дидактических средств обучения.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Выявить применяемые на практике методы и алгоритм проектирования.
2. Выявить систему обучения проектированию будущего учителя технологии и предпринимательства.
3. Определить содержание и структуру курсовой работы по творческо-конструкторским дисциплинам в системе обучения будущего учителя технологии и предпринимательства проектированию учебного оборудования.
4. Определить комплекс дидактических средств обучения проектированию при осуществлении курсового проектирования по творческо-конструкторской деятельности.
5. Разработать дидактические средства курсового проектирования: методические рекомендации «Соединения элементов мебели»; стенд «Мебельная фурнитура».

1. Творческо-конструкторская деятельность будущего учителя технологии и предпринимательства

1.1. Алгоритм и методы проектирования

Одним из основных методов, позволяющих эффективно осваивать в школе предметную область «Технология», является метод проектов. Преподаватель этого предмета должен владеть методикой разработки изделий, умело руководить и направлять учащихся. Основная задача студента — овладеть терминологией и алгоритмом разработки проектов изделий. Уверенность специалисту может придать только самостоятельно выполненная работа, получившая высокую оценку и признание. Освоение методики разработки продукции должно стать основной задачей при обучении студентов. Очень важным, на наш взгляд, является разработка и реализация студентами проектов, необходимых школе и университету. В современных условиях такой подход позволит приобрести студенту необходимую профессиональную квалификацию и укрепить материальную базу учебного заведения. Целесообразно предлагать студентам темы проектов, разработка которых осуществляется при выполнении курсовых работ, начиная с разработки эскизов будущего изделия и заканчивается реализацией готовой продукции с защитой дипломной работы.
Естественно, для качественного выполнения проектов студент должен обладать достаточным багажом знаний в области специальных дисциплин. Но кроме этого, необходимо иметь представление об алгоритме разработки изделий.
Содержание творческо-конструкторских дисциплин должно дать представление о законах создания новых изделий, о борьбе между новым и стандартным, об основных этапах проектирования. Конечно, сложно подготовить разработчика в рамках программы подготовки учителя, но познакомить с терминологией разработки и вооружить алгоритмом создания новых технических объектов будущего руководителя проектов в школе просто необходимо.
Согласно ГОСТ 22487-77 под проектированием понимается процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта. Помимо понятия проектирования, бытует и другое — конструирование. Нередко они используются как синонимы, однако чаще под конструированием понимают конкретное воплощение определенного технического решения, и в этом случае оно представляет как составная часть проектирования. Будем придерживаться этой точки зрения.
Если в трудовом процессе участвует один человек, то модель объекта может замыкаться внутри его собственных представлений и понятий. Так было в эпоху ремесленного производства, когда изделия создавались мастером без какой-либо видимой подготовки, т. е. кустарным способом. Так бывает и теперь, если предмет проектирования представляет собой несложный объект. Как только в трудовой процесс вовлекается другой участник, появляется необходимость передать ему информацию об объекте проектирования. Делается это в том или ином условном коде — в форме речи, словесного или графического описания.
История сохранила изображения объектов, создаваемых в разные периоды. Среди них особо привлекают внимание творения эпохи Возрождения и в первую очередь — рисунки Леонардо да Винчи.
Проектирование в форме чертежей появилось в XVIII в. В России преподавание черчения в специальных технических школах было введено по указу Петра 1. Одну из таких школ окончил И. И. Ползунов. Сохранились чертежи многочисленных сложных механизмов и станков, выполненных И. П. Кулибиным [9].
Метод графических изображений, в частности метод прямоугольных проекций, получил достаточно полное научное обоснование лишь в конце ХVIП — начале Х1Х вв. К этому времени уже оформилась наука начертательная геометрия, нашедшая широкое применение в решении задач строительной техники, фортификационного строительства и в дальнейшем при выполнении машиностроительных чертежей. В России курс начертательной геометрии впервые начал читать профессор Я. А. Севастьянов в 1809 г. в Петербургском институте инженеров путей сообщения.
Если считать основными метапроцедурами проектирования принятие решения, преобразование и отображение модели объекта, то весь предшествующий исторический этап был связан главным образом с развитием двух последних. Начертательная и аналитическая геометрия, черчение, теоретическая механика, теория машин и механизмов, детали машин и другие дисциплины дают мощный аппарат для их выполнения.
Основным документом, закрепляющим в настоящее время в законодательном порядке последовательность этапов проектирования, форму и содержание технических документов, является Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
До сих пор можно стать свидетелями спора о том, что такое проектирование — наука или искусство. Правильный ответ был и остается один: проектирование — это и наука, и искусство. Искусство потому, что оно неразрывно связано с творчеством, наука, так как опирается на обобщенные и систематизированные знания [9].
В разных эпохах доли того и другого начала были различны. Вспомним вновь эпоху Возрождения. К техническому творчеству обращались многие выдающиеся мыслители, художники. По мере развития и совершенствования техники одних творческих способностей становится недостаточно. Сейчас даже самый талантливый художник вряд ли возьмется за инженерное проектирование, если у него нет специальных знаний. И в то же время еще много в процессе проектирования связано с творческими способностями человека, его воображением и интуицией. Творчество будет всегда необходимо проектированию. Однако весь ход исторического развития его методов свидетельствует о том, что неуклонно возрастает число операций, переходящих в разряды формализованных, выполняемых по определенным алгоритмам.

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится