Разработка методических рекомендаций развития творческих способностей учащихся на занятиях кружка

Дипломная работа

Содержание

Введение
1. Теория и практика развития творческих способностей учащихся
1.1. Творческие способности и их развитие
1.2. Методические рекомендации развития творческих способностей учащихся на занятиях кружка
1.3. Дидактическое обеспечение кружка «Домовенок»
2. Разработка образцов проектов, выполненных в технике вязания крючком
2.1. Информационный анализ аналогов объектов проектирования
2.2. Дизайн-анализ аксессуаров, связанных крючком
2.3. Технология изготовления вязаных аксессуаров
2.4. Расчет себестоимости и прочности изделий
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Поурочные планы занятий
Приложение 2. Аналоги аксессуаров
Приложение 3. Схемы вязания аксессуаров

Введение

Реформы образования, осуществляемые в стране, привели к значительным изменениям в дополнительном образовании. Меняется его содержание, формы. Деятельность становится сложнее, системные связи в ней устанавливаются между более широким спектром сложных дисциплин. И для решения профессиональных задач в современных условиях необходим творческий подход, базирующийся на интеграции научно- поисковых, технических, художественных и других видов деятельности. В связи с этим перед образованием стоит сложная и актуальная проблема развития творческих способностей учащихся, подготовки выпускников, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности.
Решению этой проблемы в условиях кружка мешают объективные трудности: снижение заинтересованности в обучении, перегруженность содержания образования, нарушение системы межпредметных связей и так далее. Они определены отсутствием или недостаточной широтой поля применения знаний, умений и навыков в практической и творческой деятельности.
Творчество как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи: П.Р. Агутов, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, И.Я. Лендер, А.М. Матюшин, В.А. Моляко, Э.И. Монозон, В.А. Поляков, Б.М Теплов и другие. Развитию творческих способностей детей посвящены труды Л.С.Выгодского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия на основе активизации учебной деятельности Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, Д.Ж. Трифолда.
Педагогический опыт доказывает, что эффективное влияние на развитие творческих способностей, формирование интереса у учащихся к творчеству, оказывает деятельность, в которой необходима интеграция знаний, умений и навыков различных областей. Такая деятельность в дополнительном образовании возможна за счет применения активных методов обучения. Проблема деятельностного подхода в обучении как средства развития творческих способностей учащихся, актуальна в последние годы, как в школьной практике, так и в дополнительном образовании.
Сложилось противоречие между необходимостью решить актуальную проблему развития творческих способностей учащихся, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности и отсутствии условий развития творческих способностей в кружках дополнительного образования. Все это определило выбор темы: «Разработка методических рекомендаций развития творческих способностей учащихся на занятиях кружка».
Цель исследования: разработать методические рекомендации развития творческих способностей и дидактическое обеспечение занятий кружка.
Объектом исследования является учебный процесс кружка вязания крючком.
Предмет исследования: методические рекомендации развития творческих способностей учащихся.
Гипотеза — творческие способности учащихся будут развиваться если:
• при обучении использовать разработанные методические рекомендации;
• применять специально разработанное дидактическое обеспечение на занятиях кружка.
Для реализации данной цели требуется решить следующие задачи:
• изучить психолого-педагогические условия развития творческих способностей учащихся;
• разработать методические рекомендации развития творческих способностей учащихся на занятиях вязания крючком;
• разработать дидактическое обеспечение учащихся вязанию крючком — образцы проектов.

1. Теория и практика развития творческих способностей учащихся

1.1. Творческие способности и их развитие

Общеизвестно определение творческих способностей как синтеза свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности [4, С.741].
В последние годы термин креативность получил в отечественной психологии широкое распространение, почти вытеснив бытовавшее ранее словосочетание творческой способности. С. Степанов определял креативность, как уровень творческой одаренности, способности к творчеству; составлений относительной устойчивую характеристику личности [5, С.5]. В.Н. Дружинин понимает под креативностью общую способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [1, С.351]. М.И. Дьяченко определяет, как способность к умственным преобразованиям и творчеству [2, С.172].
Общеизвестно определение креативности характеризующее творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком смысле – это дивергентное мышление, отличительной особенностью, которой является разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации [4, С.421].
С.Ю. Головин дает следующее определение креативности – «творческие способности индивида – способности порождать необычные идеи; отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [3, С 308].
В нашем исследовании мы опираемся на определение С.Ю. Головина, т.к. при осуществлении проектной деятельности особое место занимает способность учащихся предлагать как можно больше идей в дизайн – анализе и решать множество разнообразных проблем на разных этапах проектирования.
В ходе обучения учащихся перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но, тем не менее, являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в общее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умение самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.
Хотя совершенно видно, что задачи воспитания и развития индивидуальности учащихся по своей значимости находятся с задачей обучения на одном уровне и являются взаимосвязанными, тем немее методы развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях почти не используются (исключением служит ряд психологических программ, применяемых в специальном образовании). Основная причина этого заключается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в качестве главной и порой единственной. Именно поэтому психологические методы стали внедрять недавно (в течение последних двух- трех десятилетий).
По С.А. Смирнову, И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянову и др. [6, С.149]. Наибольший эффект дают такие методы как:

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится