Разработка учебно-методического комплекса элективного курса технологического профиля «Шелковая красота»

Дипломная работа

Содержание

Введение
1. Предпрофильная подготовка школьников в теории и практике обучения
1.1. Планирование и организация предпрофильной подготовки школьников
1.2. Разработка учебно-методического комплекса элективного курса технологического профиля «Шелковая красота»
1.3. Экспериментально-педагогическое исследование
2. Разработка конструкции стенда-экрана
2.1. Эскизное проектирование стенда
2.2. Техническое проектирование стенда-экрана
2.3. Расчет прочности и себестоимости изделия
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Дифференциально-диагностический опросник
Приложение 2. Рабочие чертежи стенда-экрана (Отсутсвует)

Введение

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка — это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Остановившись на том или ином варианте обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение тех дисциплин, которые определяются как профильные. Но для того, чтобы «остановиться» на каком-то профиле в старшей ступени, необходимо «самоопределиться» гораздо раньше – перед окончанием основной ступени, т. е. в 9 классе.
Как один из важнейших компонентов предпрофильной подготовки выделяются элективные курсы, которые призваны не только подготовить учащегося к ситуации выбора направления дальнейшего пути образования и впоследствии построения индивидуальной образовательной траектории, но и ознакомить школьников с конкретными видами профессиональной деятельности. Школы предлагают различный спектр элективных курсов, среди которых незначительное количество способствующих выбору учащимися технологического направления. В предлагаемых элективных курсах не нашли свое отражение популярные сегодня виды деятельности из области декоративно-прикладного искусства. В задачи учителя технологии входит приобщение детей, в единстве теоретического и практического познания мира труда, искусств, ремесел, наук, профессий, к счастью мастерства, творчества в разнообразных сферах деятельности. Таким образом, возникает потребность в разработке межпредметных элективных курсов, обеспечивающих знакомство учащихся с художественной деятельностью.
Сложившаяся в современных школах обстановка тормозит процесс внедрения предпрофильной подготовки, во-первых, из-за недостаточной учебно-методической базы для разработки межпредметных элективных курсов, во-вторых, из-за нехватки педагогов, обладающих способностью создать авторский курс, который будет учитывать особенности конкретной школы.
Противоречие заключается между потребностью учеников в широком выборе элективных курсов, позволяющих школьнику правильно определить желаемый для изучения профиль на старшей ступени образования — и недостаточной разработанностью учебно-методического обеспечения межпредметных курсов по выбору.
На основании выделенного противоречия, а также в результате изучения опыта работы общеобразовательных учреждений, анализа педагогической и методической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в недостаточной разработанности учебно-методических комплексов межпредметных элективных курсов, которые не только сориентируют учащегося на выбор профиля обучения, ознакомят его с востребованными в регионе профессиями и позволят получить опыт творческой проектной деятельности.
Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Разработка учебно-методического комплекса элективного курса «Шелковая красота».
Цель исследования – разработка учебно-методического комплекса элективного курса «Шелковая красота», ориентирующего учащихся на выбор востребованных в регионе профессий и приобретение опыта творческой деятельности.
Объект исследования – предпрофильная подготовка учащихся 9 классов.
Предмет исследования – разработка учебно-методического комплекса элективного курса «Шелковая красота».
Гипотеза исследования – учащиеся 9 классов будут сориентированы на выбор востребованных в регионе профессий и приобретут опыт творческой деятельности, если:
— предложить учащимся как можно более разнообразный спектр межпредметных элективных курсов технологического направления;
— разработанный учебно-методический комплекс элективного курса позволит создать условия для применения на практике полученных знаний в творческой проектной деятельности.
На основании цели и предложенной гипотезы были поставлены задачи:
1. провести научный анализ состояния проблемы предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов;
2. разработать учебно-методический комплекс элективного курса «Шелковая красота»;
3. разработать наглядное пособие– стенд-экран;
4. разработать дидактическое пособие – комплект планшетов поэтапно-го выполнения швов в технике «Вышивка шелковыми лентами»;
5. разработать образец проекта с применением вышивки шелковыми лентами.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической и методической литературы); практические (обобщение эффективного педагогического опыта); аналитические (анализ результатов эксперимента и др.).
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили научные труды по организации предпрофильной подготовки (С.Н. Чистяков, Т. Г. Новикова, Н. В. Новожилова); общенаучные положения о технологическом образовании (В. Д. Симоненко, Г. И. Кругликов); теоретические положения о проектном методе обучения (В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев); концепция профильного обучения на старшей ступени образования.
Новизна исследования состоит в следующем:
— обусловлен учебно-методический комплекс элективного курса «Шелковая красота» в рамках предпрофильной подготовки учащихся;
— разработан стенд-экран с комплектом планшетов и образец проекта изделия с отделкой вышивкой.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
— разработанный учебно-методический комплекс элективного курса «Шелковая красота» (программа, стенд-экран, комплект планшетов, образец проекта) может быть использован в предпрофильной подготовке школьников, а также учителями дополнительного образования в целях развития творческих способностей учащихся и их ориентации на выбор профессии.
Поставленные задачи и гипотеза определили этапы исследования:
На первом этапе (2004 – 2005) были проанализированы глубина проработанности темы в теории и практике, определены противоречие, проблемы, объект и предмет исследования, сформулированы его гипотеза, цели и задачи, разработана программа исследования.
На втором этапе (2005 – 2006) проводилась разработка учебно-методического комплекса (программа курса, методические рекомендации, стенд-экран), психолого-педагогическое исследование.
На третьем этапе (2006 –2007) проанализированы результаты исследования; сформулированы общие выводы; оформлена дипломная работа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования докладывались и получили одобрение на восьмой региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (28 – 29 апреля 2006 г.) и на девятой региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (13-14 апреля 2007 г.). Учебно-методический комплекс элективного курса внедрен в образовательный процесс кружка «Уютный дом» МОУ средней общеобразовательной школы.

1. Предпрофильная подготовка школьников в теории и практике обучения

1.1. Планирование и организация предпрофильной подготовки школьников

Новые цивилизованные сдвиги закономерно приводят многие страны к «образовательному буму», к волне глубоких реформ  систем образования. Это происходит в разных странах. Россия не может и не должна оставаться в стороне от общемировых  тенденций. Опора на образованность общества, на качество «человеческого капитала» позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства.
Растущие информационные потоки и высокотехнологические производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместе с тем на завершающих этапах обучения необходима более точная адаптация системы профессионального образования к актуальным и перспективным потребностям рынка труда, ориентация на конкретные «меню профессиональных карьер». Образование в настоящее время еще резко отстает от современных требований и именно поэтому нуждается в кардинальной модернизации. Модернизация образования – основа модернизации страны, мощный фактор преодоления ею затянувшейся стадии «догоняющего развития». Образование в современном мире – это ключевое условие экономического роста, краеугольный камень социального и экономического благосостояния, стратегический ресурс устойчивого и динамического развития нации. Образование может и должно стать таковым фактором и ресурсом, но ему в первую очередь предстоит «догнать» саму страну, качественно изменившую за последние десять лет общественно-политическую и социально – экономическую ориентацию. Отечественному образованию предстоит вдвойне догонять – и страну, и мир. И поэтому прежде чем стать субъектом модернизации страны, оно само должно неизбежно стать объектом глубокой и всесторонней модернизации, которая требует активного участия в этом процессе общества и государства.
При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность. В настоящее время большинство старшеклассников и их родителей считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для построения дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе. Традиционная российская непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузами и породила многочисленные курсы подготовки, репетиторство, уход в систему экстерната, платные подготовительные отделения. Большинство подростков, определившихся в выборе дальнейшего жизненного пути, не испытывают потребности в получении знаний по предметам, не являющимся для их обучения профильными или сопровождающими. Возможность учета запросов и пожеланий подростков и их родителей в планировании выбора профиля дальнейшего обучения поможет снять дополнительные перегрузки школьников и получить в то же время более глубокие знания по предметам, необходимым для дальнейшей учебы и трудовой деятельности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г., на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработкой гибкой системы профилей и кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Основная идея профилизации заключается в более эффективном и индивидуализированном подходе к процессу обучения [25, С. 9].
Многочисленность отдельных учебных предметов разрушает целостное мировидение растущего человека. Необходима серия проб, испытаний, экспериментов, которые помогли бы школьнику понять: какой я? Что я могу? Чего хочу и не хочу? Школа должна предоставить школьнику возможность проявить волевые усилия, получить радость от самореализации в продуктивной деятельности, гордиться собственными интеллектуальными продуктами, научиться реализовывать свои замыслы [27, С. 102].
Профильное обучение берет на себя функцию коррекции содержания общего среднего образования. А. А. Кузнецов считает, что «профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории» [26, С. 1].
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор – предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим важна предпрофильная подготовка 9-классников. С. Ф. Хлебунова предпрофильную подготовку (ПП) понимает как «систему педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению учащихся относительно профилей дальнейшего обучения и сферы профессиональной деятельности» [26, C. 38].
Основные задачи предпрофильной подготовки:

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится