Разработка учебного курса «графика» образовательной области «технология» на основе компетентностного подхода

Дипломная работа

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………4
1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ…………………………..10
1.1.Реализация компетентностного подхода в образовании……………………………10
1.2. Традиционное обучение и компетентностно-ориентированное обучение…………………………………………………………………………………………………………….18
1.3. Структура и содержательное наполнение компетентности в общем образовании………………………………………………………………………………………………………..22
2. РАЗРАБОТКА ОБУЧАЮЩИХ МОДУЛЕЙ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ…………………………..…..33
2.1. Понятие компетенция и компетентность в профессиональной подготовке учителя………………………………………………………………………….……33
2.2. Сущность и содержание модульного обучения……………………………………….40
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА…………………………………………………….……………………47
3.1. Организационно-педагогические условия обучения при внедрении модульного обучения………………………………………………………………47
3.2. Разработка индивидуально-образовательного маршрута в рамках компетентностного подхода на основе модульного обучения…………………………………………………………………………………………………….52
3.3. Требования к методическим указаниям………………………………….…..60
3.4. Экономический расчет………………………………………………………..66
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ………………………………………68
4.1. Организация и методы исследования…………………………………………68
4.2. Определение уровня остаточных знаний, умений и навыков участников эксперимента…………………………………………………………………..……70
4.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по индивидуальным образовательным маршрутам…………………………………80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………..…………89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….92
ПРИЛОЖЕНИЕ – 1. Индивидуально-образовательные маршруты по дисциплине «Графика»

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время задачей номер один в учреждениях профессионального образования разных уровней является достижение высокого качества в подготовке специалистов. Если рассматривать «новое качество образования» будущих учителей, то оно приобретает особое значение, так как в дальнейшем именно от учителей новой формации будет зависеть качество общего образования выпускников школ.
Всем известны слова выдающегося педагога XIX века А.Н. Остроградского «Хорошие учителя создают хороших учеников». От того, как будет подготовлен будущий учитель, во многом зависит успех проводимой в стране модернизации образования. Вопрос о профессиональной компетентности специалиста широко обсуждается в нашем обществе. Необходимость в пересмотре приоритетов в целях образования, обновлении содержания профессионального образования, дидактических подходов к его реализации на компетентностной основе продиктована происходящими в экономике страны изменениями ее вхождением в европейское и мировое образовательное пространство, повышением требований работодателей к специалистам.
Важнешей задачей на современном этапе является формирование понимания, что достижение стратегических целей в образовании возможно только при наличии образовательной стратегии и создания привлекательных образовательных моделей, обеспечивающих равный доступ к образованию и высокое качество образовательных услуг.
Важными становятся не знания вообще, а знания, актуализированные в практической деятельности человека, т.е. знания, превращенные в компетенции.
Новаторский подход к проектированию и моделированию образовательных систем, основанный на принципах целостного представления объекта проектирования и изучения, как императив познавательной деятельности, позволяет максимально деперсонифицировать образовательную технологию, избежать детализации, дискриминирующей преподавателя. Следует также учитывать при моделировании образовательных систем фактор многослойности и трудоемкости решения проблем технологизации образования. Перечисленные проблемы еще более актуальны для преподавателей «Технологии» из-за отсутствия у них систематической подготовки в области психологии, педагогики и технологии подготовительной обучающей деятельности.
Проблемам индивидуализации обучения посвящено значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, основные из которых составили теоретическую базу нашего исследования [46].
Теоретические основы развития и управления образовательными системами представлены в работах И.С. Батраковой , И.В. Бестужев-Лада, Е.С. Заир-Бек , М.М. Поташника , Ю.Ф. Тимофеевой , А.П. Тряпицыной, Н.В. Чекалевой, П.А. Юцявичене и др. В комплексе вопросов педагогического моделирования и профессионального становления учителя особое внимание уделяется условиям организации высококвалифицированной подготовки студентов к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам (С.И. Архангельский, В.А. Мудрик, Л.С. Подымова, В.А. Сластёнин, Н.В. Чекалевой и др.). Первые упоминания понятия индивидуально-образовательного маршрута встречаются в научных трудах Т.Б. Алексеевой, Л.Н. Бережновой, С.В. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической технологии «Продуктивного обучения» рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методике его применения (М.И. Башмаков и др.).
Личностно-ориентированный подход к образованию рассмотрен в работах И.С.Якиманской, В.В.Серикова, Е.В.Бондаревской.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что также были предприняты первые шаги в исследовании возможных типов индивидуально-образовательных маршрутов студентов, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях, которые впервые были описаны в работах А.Г. Гогоберидзе , Н.А. Лабунской, Ю.Ф. Тимофеевой.
Анализ изученной литературы позволил определить ценность индивидуально-образовательного маршрута. Он позволяет на основе регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при прохождении индивидуально-образовательного маршрута с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом важно, чтобы у каждого студента была сформулирована личностно-ориентированная задача по моделированию индивидуально-образовательного маршрута, что способствует повышению его профессионально-образовательного роста [46]. В связи с тем, что большую роль в подготовке учителя технологии играют педагогические и технические дисциплины, именно в процессе их изучения и была осуществлена опытно-экспериментальная работа по моделированию индивидуально-образовательного маршрута студента как фактора повышения эффективности подготовки учителя к профессиональной деятельности. Педагогические дисциплины позволяют студенту овладеть знаниями о человеке как развивающейся личности и субъекте жизнедеятельности, о себе, как субъекте образовательной деятельности; о сущности, содержании и структуре образовательных процессов. Изучая технические дисциплины, студенты должны овладеть техническими знаниями и умениями, а также ориентировать свою деятельность на достижение личностного и профессионально-образовательного роста через моделирование индивидуально-образовательного маршрута.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что обучение по индивидуальным образовательным маршрутам в процессе подготовки будущего учителя графики вызывает ряд затруднений и позволяет выявить следующее объективно существующее противоречие между необходимостью моделирования индивидуально-образовательного маршрута будущего учителя графики и неразработанностью содержания и процесса подготовки студента к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам в рамках компетентностного подхода[23].
Данные противоречия актуализируют значимость проблемы поиска форм организации процесса обучения по индивидуально-образовательным маршрутам, необходимых для повышения эффективности подготовки учителя графики.
Определение проблемы позволило сформулировать тему настоящего исследования: Разработка учебного курса «Графика» образовательной области «Технология» на основе компетентностного подхода
Объект исследования: образовательный процесс подготовки учителя графики.
Предмет исследования: процесс моделирование индивидуального образовательного маршрута будущего учителя графики на основе компетентностного подхода.
Цель исследования: разработать индивидуально-образовательные маршруты по графике для студентов ФТиППО.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что моделирование индивидуально-образовательного маршрута будет способствовать повышению эффективности подготовки учителя «Графики» если:
► определены психолого-педагогические, инструментальные, социально-личностные и общекультурные компетенции;
► будущим учителем сформулированы цель и задачи личностного и профессионального роста;
►определены этапы и содержание индивидуально-образовательного маршрута;
►выявлены организационно-педагогические условия формирования и прохождения индивидуально-образовательного маршрута как фактора повышения эффективности подготовки учителя графики к профессиональной деятельности.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
► рассмотреть характерные признаки компетентностного подхода в образовании;
► раскрыть научно-теоретические и практические предпосылки моделирования индивидуально-образовательного маршрута;
► разработать и внедрить методические рекомендации по совершенствованию подготовки будущего учителя графики на основе индивидуально-образовательного маршрута.
Методология исследования
Теоретико-методологической основой исследования являются:
► философские, педагогические и психологические теории деятельности (А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, М.С. Каган, А.К. Маркова, С.Л. Рубенштейн, А.Э. Штейнмец, Г.И. Щукина и др.);
► концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.В. Сериков и др.);
► педагогическая технология «Продуктивного обучения» (М.И. Башмаков и др.);
► работы о структуре, сущности и принципах реализации индивидуальных образовательных маршрутов (Т.А. Алексеева, Л.Н. Бережнова, С.В. Воробьёва, Н.А. Лабунская, Е.В. Пискунова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына и др.);
► концепция профессионально-педагогического образования (И.С. Батракова, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, А.А. Орлов, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластёнин, А.П. Тряпицина, Н.В. Чекалева и др.);
► концепция непрерывного технологического образования (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев).
Для решения поставленных задач использована совокупность методов педагогического исследования:
Теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, системный и структурный анализ учебных программ, учебников и учебных пособий, моделирование образовательных систем).
Диагностические – анкетирование, тестирование, оценивание, математические методы обработки результатов.
Педагогический эксперимент.
Предполагается прохождение следующих этапов:
На первом этапе: осуществить изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы, состояние проблемы.
На втором этапе: разработать программу исследования, принципы составления индивидуальных образовательных маршрутов. Обобщить и систематизировать полученный материал.
На третьем этапе: провести экспериментальную работу по внедрению образовательных маршрутов, проверить эффективность разработанных материалов.

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится