Развитие креативности учащихся в процессе внеурочной работы в кружке. Часть I

Дипломная работа

Введение

Основой целью предмета технологии является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, но в отличии от действительной системы трудового обучения в школе основной упор делается не на формирование простого исполнителя, а на развитие творческих и познавательных способностей.
Резьба по дереву стала широко входить в повседневный обиход и уклад нашей жизни. Искусство резчиков по дереву остается предметом пристального внимания и восхищения, как специалистов-художников, так и рядовых потребителей. Произведения мастеров ─ резчиков по дереву успешно сочетается с новейшими достижениями научно-технического прогресса. Практически во всех регионах России, в городах и селах встречается резьба по дереву. Без резьбы по дереву невозможно себе представить русское жилье, как в старину, так и в наше время. Не редкость в наше время встретить в ультрасовременной квартире резной узор, оживляющий интерьер комнаты, прихожей или кухни.
В современной отечественной и зарубежной практике продолжается создание мебели в традиционных и народных формах. Оригинальность решения интерьера определяется совершенством и неповторимостью разработанных для него элементов меблировки и отделки.
Для создания привлекательного художественного облика помещения необходимо, чтобы все предметы составляли единую художественную композицию. Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой.
В настоящее время понятие «способности» является одним из наиболее широко используемых в сфере образования, и прежде всего образования инновационного.
Поиск путей развития творческих способностей учащихся является актуальной проблемой современности.
Объект исследования: внеурочная работа в кружке «Резьба по дереву».
Предмет исследования: развитие креативности учащихся в процессе внеурочной работы в кружке «Резьба по дереву».
Гипотеза исследования: во внеурочной работе в кружке «Резьба по дереву»: при применении проблемного метода обучения происходит развитие творческих способностей учащихся.
Цель нашей работы: определить пути развития творческих способностей учащихся в процессе внеурочной работы.
Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по исследуемой проблеме.
  2. Протестировать учащихся на уровень развития их креативности.
  3. Проанализировать развитие творческих способностей учащихся в процессе занятий  в кружке «Резьба по дереву».
  4. Разработать практические рекомендации для учителей.
  5. Разработать технологию выполнения изделия, сообразуясь с правилами техники безопасности.

Методологической основой данного исследования послужили труды Рубинштейна С.Л. и Теплова Б.М., Выготского Л.С., Богоявленской Д.Б., Дружинина В.М., Трошиной М.Г., теория проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я.Лернер, А.И. Матюшкин).
Основные методы исследования: тесты на определение уровня креативности Торренса.
Практическая значимость: развитие креативности учащихся является основой для усвоения знаний художественного проектирования, приобретения практических навыков, что может быть эффективным средством гармонизации отношений человека с миром природы, техники, искусства.
Исследование проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» в 2005-2006 учебном году в течение трех месяцев. В нем приняли участие 43 учащихся VIII классов.

1. Развитие креативности в процессе внеурочной работы

1.1. Понятие развития креативности

Способности – одно из наиболее общих психологических понятий. С.Л.Рубинштейн, отечественный психолог, понимал под способностями «сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».
Творческая деятельность, как и всякая деятельность – это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций. То есть творчество психически сложный процесс. Определяя творческую деятельность по продукту – создание нового, можно сказать, что творческая деятельность – это деятельность, результатом которой является создание материальных и духовных ценностей.
Она предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальность.
Соответственно и творческая деятельность учащихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого-то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него, но известного, как правило, в общественном опыте).
Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.
Творчество тесно связано со свойствами личности, среди которых указывают способности. Немов Р.С. определяет творческие способности как создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
Развитие креативности, как пишет В.Н. Дружинин, идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (независимость, мотивация, самоактуализация) и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).Основываясь на исследованиях Д.Б. Богоявленской и А.М. Матюшкина, согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний), можно утверждать: креативность как глубинное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает взаимодействие через определенный комплекс условий микросреды.
Среда, в которой креативность могла актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной много вариантностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; много вариативность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результата.

1.2. Поиск путей развития креативности

Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нём деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, раскрываются и развиваются способности личности. (Н.П.Французова). В связи с этим важно помнить, что новизна может быть объективной и субъективной. Под объективно новым понимается такой продукт, которому не было соответственного. Если же он окажется новым лишь для его создателя, то новизна является субъективной.
С этих позиций можно подойти к пониманию того, какой учебный можно считать творческим. В абсолютном большинстве случаев он порождает лишь субъективно новый результат, так как ученик школы практически не может подняться до творческого уровня, при котором итог работы может иметь социально значимую ценность.
Кроме того, творческая работа учащегося, при максимальной ее самостоятельности протекает всё же под руководством учителя, регламентирующего учебный процесс. Это означает что ученик может изобретать, не подозревая что решение уже существует и заранее известно учителю.
Центральное место в педагогической деятельности занимает решение задач. Постановка учебной задачи рождает в сознании ученика внутреннюю необходимость в овладении теоретически обобщенными способами решения некоторого класса конкретных задач (В.В. Давыдов), что приводит к развитию самого действующего субъекта (Д.Б. Эльконин).
Основным условием возникновения познавательной потребности является возникающая в деятельности субъекта проблемная ситуация. Человек сталкивается с проблемной ситуацией в том случае, когда он не может непосредственно достичь поставленной цели, когда на пути к цели возникают некоторые препятствия. К их числу могут относиться и фактические преграды, и незнание путей, ведущих к цели, и несформированность способов достижения этих целей у того или иного человека. Во всех этих случаях возникает ситуация, которую принято называть проблемной. Проблемная ситуация — это «разрыв» в деятельности, «рассогласование» между целями и возможностями субъекта.
В проблемных ситуациях у субъекта появляется потребность собственно познавательного плана, т. е. в открытии нового, неизвестного, скрытых свойств и отношений объектов, способов их преобразования. Как показал А. Н. Матюшкин [39, С.45], познавательная потребность возникает лишь в случае невозможности выполнения действия по достижению цели, причем потребность эта побуждение человека искать новую информацию и формировать на основе нее нужное решение.
Творческая деятельность играет большую роль в развитии познавательных способностей школьников. Однако это отнюдь не умаляет значения репродуктивного, воспроизводящего обучения, которое является основным средством накопления знаний о предметах и явлениях объективной действительности, служащих базой для творчества. Таким образом, обучение только тогда обеспечит прочное усвоение знаний, умений и будет способствовать умственному развитию, если оно организовано на основе оптимального соединения творческой и репродуктивной деятельности учащихся.
Решение учебных проблем способствует формированию творческих черт личности. Поэтому достижение оптимального соотношения между творческой и репродуктивной деятельностью учащихся фактически сводится к рассмотрению двух вопросов: какой программный материал следует преподносить им объяснительно-иллюстративным методом, а какой — путем решения учебных проблем.
При определении творческой задачи следует учитывать важный критерий, согласно которому алгоритм решения задачи не должен быть известен исполнителю. А.М. Матюшкин допускает, что в условии задачи могут быть представлены не все данные, необходимые для её решения. В зависимости от специфики задачи данные для её решения могут быть представлены как полностью, так и не полностью.
Творчество всегда связано с выбором оптимального результата из ряда возможных, но поскольку выбор может быть осуществлен лишь в том случае, если результат не является единственным, творческая задача должна иметь несколько вариантов решения.

1.3. Кружок как форма внеклассной работы

Руководителю кружка, как и любому учителю-предметнику, принадлежит важная роль в решении задач воспитания и практической подготовки учащихся. Вместе с тем различия учебно-воспитательного процесса в школе и в кружке накладывают свой отпечаток и на требования, предъявляемые к руководителю кружка. В отличие от учителя-предметника каждый учащийся сам избирает руководителя кружка и сотрудничает с ним до тех пор, пока это общение приносит ему удовлетворение и радость. Руководитель кружка, являясь членом добровольного объединения учащихся, основанного на общности интересов, организует целеустремленную коллективную, поисковую, конструкторскую, творческую деятельность учащихся и несет полную ответственность за их действия.
Зная устройство всех изделий, изготовляемых учащимися, руководитель кружка представляет их на различных конкурсах, выставках, занимается внедрением разработанных конструкций на заводах, фабриках и т. д., при этом в отличие от учителя-предметника на занятиях он не связан жесткими рамками программы.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что руководителем кружка может быть только человек, пользующийся безусловным авторитетом у членов кружка и оказывающий поэтому влияние на формирование наклонностей и интересов учащихся, на выбор ими профессии.
В практике работы руководителя можно выделить три стиля работы: авторитарный, когда руководитель кружка сосредоточивает в своих руках весь ход работы — от продумывания эскиза до изготовления отдельных деталей, демократический, когда он предоставляет большую самостоятельность каждому члену кружка и попустительский. Во втором случае руководитель кружка оставляет за собой только общее руководство и контроль за результатами труда. На взгляд Бессонова В.В.[37, С.87], предпочтительнее демократический стиль.
Применяя его, руководитель кружка может уделить достаточно времени для решения наиболее важных вопросов воспитания учащихся, формирования у них различных конструкторских навыков; имеет в своем коллективе не безразличных исполнителей, а инициативных единомышленников; предоставляет большую самостоятельность всем учащимся. Последнее вовсе не означает предоставление им неограниченной свободы действий. Опыт показывает, что начинающим членам кружка требуется постоянная помощь руководителя. И только по мере развития умений и навыков у учащихся может быть увеличена доля самостоятельности в принятии решений.

1.4. Организация и методика проведения занятия в кружке «Резьба по дереву»

1.4.1. Планирование работы кружка
До начала учебного года каждый руководитель кружка должен составить план учебно-воспитательной работы кружка, расписание занятий и подготовить журнал учета учебно-воспитательной работы.
В плане указывают примерную тематику практических работ, которые будут выполнены на занятиях кружка (вид и количество изготавливаемых изделий).
Для каждой темы за одну — две недели до начала ее изучения руководитель кружка составляет перспективный тематический план занятий. В нем предусматриваются рациональное распределение учебного материала темы по занятиям, формы и методы ведения занятий, применение наглядных пособий и технических средств обучения, домашнее задание учащимся (если это необходимо), рекомендуемая литература по теме. Для того чтобы учащиеся могли активно пользоваться технической литературой, школьные библиотеки должны ежегодно пополнять свои фонды. Важно при этом, чтобы инициатива закупки новых книг исходила от руководителя кружка, который должен систематически знакомиться с тематическими планами специальных издательств.
При подготовке к занятию надо подобрать наглядные пособия, составить конспект, изучить литературу по данному вопросу, проверить состояние станков, подобрать материал и т. д. Желательно также познакомиться с содержанием программ по технологии и изобразительному искусству, чтобы осуществлять межпредметные связи.
Обязательно прорешать задачи по теме, разобраться в эскизах, условных обозначениях, выполнить все построения, т. е. все то, что будет сделано на занятии, на этапе подготовки к нему должно быть отработано до совершенства.
Как считает Бессонов В.В. [37, С.76] большим подспорьем в работе могут служить систематизированные учебные материалы, методическая литература, пособия и задания для учащихся. На каждую тему надо завести отдельную папку, все папки пронумеровать, чтобы легче было в них ориентироваться. В каждой из папок рекомендуется иметь следующий материал: конспект занятия; теоретический материал по данной теме; описание, схемы и рисунки резных изделий, которые планируется изготовить по этой теме; примерный конспект, который должен иметь у себя учащийся; список рекомендуемой литературы по данной теме; вырезки из газет, журналов с материалами, отражающими важнейшие события, открытия, интересные факты, занимательные случаи из жизни ученых, изобретателей, новаторов производства; раздаточный материал для каждого ученика с учетом его способностей и наклонностей; перечень наглядных пособий: плакатов, стендов, фотографий и т. п.; проверочные контрольные задания разной трудности; описание методики проведения занятий и т. д. Разумеется, сразу собрать столько материала невозможно — его накапливают постепенно, но регулярно и методически правильно, с учетом советов более опытных коллег.
Использование на занятии технических средств обучения позволяет повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, развивать познавательную активность, самостоятельность, интерес к учебе, контролировать знания и умения учащихся, совершенствовать формы и методы организации учебной деятельности. Готовясь к занятию, руководитель кружка определяет, на каком этапе занятия лучше всего прибегнуть к демонстрации наглядных пособий, применению технических средств обучения.
Опыт Бессонова В.В. показывает [37, С. 79], что чередование методов проверки и самоконтроля знаний с использованием даже простейших контролирующих устройств повышает эффективность обучения.
Желательно подготовить по всем темам программы раздаточный материал — карточки, которые содержат два задания: одно из них связано с графическим изображением того или иного устройства, а другое требует простых вычислений или пересказа принципа работы какого-либо устройства. Нельзя ставить вопросы, в формулировке которых уже содержится ответ, а также «каверзные» вопросы, заведомо наталкивающие на неправильный ответ, например: из каких марок стали изготавливаются обмоточные провода? И т. д. Карточки раздают учащимся в начале занятия, а через 5…10 мин собирают с письменными ответами. Учитывая сложность задач и подготовленность учащихся, надо заранее продумать, кому какую карточку выдать. Некоторым учащимся, которые успешно справились с заданием, можно предложить повторить решение своих задач у доски с подробным объяснением.
Руководитель кружка должен постоянно заниматься своим самообразованием, которое включает в себя и изучение передового педагогического опыта. В методическом кабинете желательно с этой целью иметь картотеку литературы, план проведения лекций, семинаров, конференций, докладов, экскурсий и т. д. в различных организациях города.
1.4.2. Организация занятий в кружке
Руководитель кружка должен обладать и хорошими организаторскими качествами. Проявляются они, прежде всего при комплектовании кружка. Далеко не всем учащимся, желающим заниматься в кружке, это удается в полной мере. Но, несмотря на это, принимать в кружок рекомендуется всех, кто проявил интерес если предложения превышают спрос, то прием конкурсный.
Очень трудной задачей, как для начинающего, так и для опытного руководителя кружка является организация занятий, когда кружок (группа) состоит из учащихся с различной подготовкой. В этом случае рекомендуется [38, С.21] формировать подгруппы с одинаковым уровнем подготовки и с учетом этого подбирать практические задания. Теоретические занятия также необходимо строить с учетом разбиения на подгруппы.
Привлечь детей к занятиям в кружке можно только с помощью широкой информации о его работе. Информация начинается с объявления о записи в кружок. О начале записи в кружок желательно объявить во второй половине августа, когда основная масса учащихся уже вернулась из лагерей. В объявлении указывается возраст членов кружка, срок обучения, расписание занятий, часы и место записи. Лучше всего это делать в помещении кружка, где можно поместить выставку лучших работ. Во время записи руководителю следует побеседовать с новичками, попросить их принести свои работы. Каждому желающему записаться в кружок выдается заготовленный заранее бланк заявления. В этом заявлении указывают фамилию, имя, отчество, год рождения, домашний адрес, номер школы и класса. Желательно также, чтобы там были данные и о родителях с указанием места работы, должности, домашнего и служебного телефонов. Эти данные дают руководителю кружка возможность познакомиться с родителями, чтобы узнать от них более подробно об интересах подростка, его увлечениях, особенностях характера или пригласить их для помощи в проведении профориентационной работы (рассказа учащимся кружка о своей работе, о некоторых профессиях на их предприятии или в учреждении, о перспективах развития производства и т. д.).
Иногда случается, что отдельные члены кружка, достигшие неплохих результатов в работе и пользующиеся поэтому авторитетом у других учащихся, начинают отступать от выполнения общепринятых норм поведения в кружке. Этого допускать нельзя. Дисциплина для всех должна быть одинакова, и только при этих условиях можно говорить о воспитательной роли кружка.
Следует избегать частого порицания учащихся за ошибки в работе. Прежде чем покритиковать того или иного подростка, надо постараться отыскать в его работе что-либо положительное, удачное, похвалить за это, а потом указать на ошибку и предложить исправить ее. Если ошибка нетипичная и допущена подрост¬ком в результате недостаточного умения или непонимания, не¬обязательно выносить ее на широкое обсуждение. Надо всегда помнить основной принцип А. С. Макаренко: как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Большое влияние оказывает на учащихся осознание ими полезности своей работы в кружке. Это один из основных факторов, способствующих становлению каждого члена кружка как личности. Поэтому руководителю кружка надо искать заинтересованные предприятия или организации, устанавливать с ними сотрудничество. Юридически это сотрудничество может быть закреплено двусторонним договором либо рационализаторскими предложениями членов кружка на заказанные изделия. Руководитель кружка выбирает удобную для него форму сотрудничества.
1.4.3. Содержание работы кружка «Резьба по дереву»
Предполагается, что кружок 1-го года занятий будет состоять из учащихся VI—VII классов.
Кружок 2-го года занятий должен комплектоваться из уча¬щихся VII—VIII классов, прошедших одногодичное обучение в одноименных кружках или кружках близкого направления.
Для повышения теоретических знаний учащихся 3-го года занятий целесообразно давать им задания для самостоятельного изучения какой-либо темы по художественной резьбе по дереву с анализом реализации ее в практической жизни. Учащихся надо обеспечить соответствующей литературой, которую они самостоятельно не всегда могут найти в библиотеке. После того как руководитель кружка убедился в проработке темы тем или иным учащимся, можно предложить ему выступить с ней перед другими учащимися своего или другого кружка.
Руководитель кружка должен приложить максимум усилий к тому, чтобы разработанные и изготовленные учащимися изделия для дома, школ и т. д. ими же и внедрялись, т. е. чтобы учащиеся могли конкретно познакомиться с реальными результатами своей деятельности.
Основной упор на занятиях в кружке делается на практическую работу, которая включает в себя освоение приемов резания, составление эскизов резных изделий, их изготовление.
Отдельные вопросы, такие, как методы и приемы работы, правила техники безопасности изучаются на теоретических занятиях. При этом надо заметить, что к правилам техники безопасности, отдельным приемам резания возвращаются несколько раз в течение учебного года в зависимости от темы занятий. Многократное повторение одного и того же материала, но под разными углами, с разной степенью подробности и с учетом уровня подготовки учащихся способствует лучшему его усвоению.
У ряда учащихся выработалась в школе неприязнь к теоре¬ическим занятиям, поэтому они либо вообще пропускают такие занятия в кружке, либо опаздывают на них. Поэтому целесообразнее на каждом занятии чередовать теоретическое изложение материала с практической работой. Это и менее утомительно для учащихся.
Если у руководителя кружка есть возможность провести экскурсию на предприятие художественного профиля, то ее надо использовать. Все это способствует профессиональной ориентации учащихся.
В конце каждого учебного года в кружке организуют отчетную выставку, лучшие экспонаты которой готовят затем для районных или городских выставок. Проводят обсуждение результатов предыдущих выставок в текущем учебном году, выступлений учащихся на различных конкурсах, семинарах, конференциях. Награждают грамотами наиболее активных учащихся и обсуждают план работы на следующий год. Победителя награждают грамотой и призом, а участников, занявших 2-е и 3-е места, грамотами.
При комплектовании кружков 2-го и 3-го годов занятий важно определить количество кружковцев, которые продолжат занятия в новом учебном году. Поэтому руководитель в конце года должен побеседовать с каждым кружковцем и попытаться узнать их планы на лето, на будущий учебный год, спросить, не меняет ли он местожительство и т. д. Необходимо также учитывать, что ребята, перешедшие в IX и XI классы, часто кружок бросают.
Максимальное число ребят в кружках не должно превышать 20—25 человек (1-й год), 15—17 (2-й год) и 10—12 (3-й год).Занятия в кружках 1-го и 2-го годов проходят 2 раза в не¬делю.
Новые знания и способы действия, которые учащимся необходимо усвоить в результате изучения той или иной темы, определяются на основе программы занятий в кружке. Учитель анализирует содержание основных вопросов темы и выясняет, что они должны узнать и чему научиться. Например, в процессе изучения темы «Изготовление салфетницы» учащиеся должны усвоить знания о возможностях комбинаций из элементов геометрического орнамента, изучить и научиться применять элементы кудринской резьбы в изготовлении салфетницы, научиться комбинировать в работе различные резчицкие инструменты.
Сведения о видах элементов кудринской резьбы давать проблемно нежелательно. Дело в том, что они имеют информационный, фактический характер. Естественно, можно сформулировать какую-то проблему, которая бы включала эти сведения, но она будет надуманной, искусственной и, следовательно, нецелесообразной. Материал о возможностях комбинаций элементов геометрического орнамента можно подать проблемно. Частично учащиеся уже знакомы с геометрическим орнаментом, кое-что знают из опыта, т. е. у них уже есть начальные знания, которые можно использовать для приобретения новых. Эти знания легко включить в проблемное задание. Сведения об использовании различных резчицких инструментов и их применении в работе лучше выяснить проблемно.
В данном случае целесообразно создание проблемных ситуаций при изучении способов действия во время обработки краев заготовки, общих правил разметки заготовки, способов соединения деталей салфетницы.
Наиболее ответственным и важным моментом в планировании учебного материала для проблемного обучения является формулирование проблемных заданий на основе обнаруженных противоречий. Они могут быть заложены в самом учебном материале, а могут и проявляться в процессе познания, т.е. возникать на основе несоответствия между тем, что знает ученик, и тем, что от него требуется.
В процессе изучения сведений об использовании различных резчицких инструментов целесообразно сформулировать ряд проблемных заданий. Во время изучения работы резцом-косяком в VIII классе учащиеся узнали, что им выполняют геометрическую резьбу. А на занятиях в кружке они ищут ответ на вопрос, какими инструментами можно выполнять кудринскую резьбу. Возникает противоречие между приобретенными знаниями и новыми фактами, которое приводит к созданию проблемной ситуации.
С учащимися проводилось тестирование на уровень развития их творческих способностей. Результаты данного тестирования помещены в приложении 3.


0
Нравится