Развитие творческого мышления учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Дипломная работа

Содержание

Введение
1. Теория и практика развития творческого мышления учащихся
1.1. Основы развития творческого мышления учащихся
1.2. Методические рекомендации развития творческого мышления учащихся в кружке ДПИ
1.3. Мониторинг развития творческого мышления учащихся на занятиях кружка
2. Разработка конструкции и технологии изготовления шторы на дверь
2.1. Анализ информационных источников и дизайн шторы
2.2. Техническое описание шторы на дверь
2.3. Технология изготовления шторы
2.4. Экономическое обоснование проекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 (отсутствует)
Приложение 2 «План-конспект занятия»
Приложение 3 (отсутствует)
Приложение 4 (отсутствует)
Приложение 5 (отсутствует)
Приложение 6 «Тест Торренса»
Приложение 7 (отсутствует)

Введение

Реформы образования, осуществляемые в стране, привели к значительным изменениям в дополнительном образовании. Меняется его содержание, формы. Появляются новые виды учебной деятельности. С изменением целей и содержания образования соответственно меняются формы, методы и средства обучения. Изменились условия труда и требования к педагогу дополнительного образования, выдвинув на первый план творческое отношение к педагогическому труду и, как следствие, появились инновационные методики подготовки школьников в системе дополнительного образования.
В этих условиях приоритетным направлением обучения учащихся становится развитие творческого мышления. Решающим – являются – интеллектуальные умения, и в первую очередь, те, что связаны с получением, переработкой и использованием информации, оценкой факторов и принятием решений. В силу этого для педагога становится актуальной проблема совершенствования развития творческого мышления учащихся в процессе обучения.
Творчество как высшую форму активности и самостоятельной деятельности человека рассматривали отечественные и зарубежные педагоги и психологи П.Р. Атутов, В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, А.М. Матюшин, В.А. Моляко, Э.И. Монозон, В.А. Поляков, Б.М. Теплов, А. Фомин, и др.
Анализ вопросов применения активных форм и методов обучения учащихся, применения метода проектов в системе основных факторов формирования личности нашли отражение в трудах Г.С. Альтшулер, С.Н Архангельский, П.М. Андрианов, И.Я. Богоявленская, Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев и др.
Большой вклад в разработку педагогических технологий, применению творческих проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе внесли П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.Д. Шадриков, В.А. Поляков, Т. В. Кудрявцев, В.Д. Путилин, Е.А. Климов, Ю.Л. Хотунцев и др.
Специальных же исследований, посвященных применению творческих проектов в дополнительном образовании учащихся недостаточно, они не выделены в специальной литературе.
Противоречие заключается между потребностью общества в творческой личности и неразработанностью методики развития творческого мышления учащихся на занятиях кружка декоративно-прикладного направления.
Все это определило выбор темы исследования: «Развитие творческого мышления учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству».
Цель исследования – разработать методические рекомендации, способствующие развитию творческих способностей учащихся на занятиях кружка декоративно-прикладного направления.
Объект исследования – процесс обучения школьников в кружке декоративно-прикладного искусства (далее по тексту ДПИ).
Предмет исследования: развитие творческого мышления школьников в процессе использования развивающих технологий.
Гипотеза исследования: творческое мышление подростков будет сформировано на более высоком уровне если:
— будет применяться метод проектов;
— на занятиях кружка по ДПИ при выполнении творческих проектов будут использоваться специально разработанные наглядные пособия;
— при изучении ДПИ будут применяться ранее приобретенные ЗУНы.
На основании цели и предложенной гипотезы были определены следующие задачи:
— провести научный анализ состояния проблемы повышения творческого мышления учащихся СОШ в области прикладного направления с учетом психолого-педагогической литературы и практики;
— разработать и экспериментально проверить комплекс методических рекомендаций по содержанию и реализации творческих проектных работ учащихся, выявить основные этапы включения проектов в процесс обучения;
— разработать методику экспертной оценки продуктов деятельности (эскизов);
— провести экспериментальное исследование по проверке эффективности метода проектов в подготовке учащихся в кружке прикладного направления, дать сравнительный анализ полученных результатов;
— разработать образец творческого проекта выполненного из природных материалов.
Методологической основой исследования служат концептуальные положения о методе проектов, технологическим образовании (П.Г. Атутов, И.Я. Лернер, В.А. Поляков, М.Н. Скаткин, В.Д. Симоненко и др.); положения о сущности педагогического процесса (А.А. Вербицкий, В.В. Краевский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, П.И. Кругликов, и др.); о развитии творческого мышления (Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, Р.С. Немов и др.).
Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы:
— аналитические (теоретический анализ специальной литературы по активным методам обучения, обобщение отечественного и зарубежного опыта);
— экспериментальные (тестирование, анкетирование, беседы с учащимися, педагогический эксперимент).
Научно-экспериментальная работа осуществлялась в четыре этапа:
Первый этап – теоретический, разработка гипотезы и способов ее экспериментальной проверки.
Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ программ ДПИ, изучение опыта прикладного обучения, наблюдения, беседы. На этом этапе определены предмет, объект, цель и задачи исследования.
Второй этап – организация диагностического эксперимента: разработка методики поэтапного развития творческого мышления учащихся объединения при помощи метода творческих проектов, авторской методики экспертной оценки продуктов деятельности (эскизов).
На третьем этапе был осуществлен обучающий эксперимент.
На четвертом этапе – произведен анализ полученных данных, обобщены результаты, подведены итоги исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании и практической проверке методических рекомендаций развития творческого мышления учащихся в процессе обучения в кружке декоративно-прикладного направления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методическое и дидактическое обеспечение процесса обучения учащихся кружка прикладного направления с использованием метода проектов, а также в разработке конструкции «Шторы на дверь».
На защиту выносятся:
— методические рекомендации обучения учащихся в кружке декоративно-прикладного направления способствующие развитию их творческого мышления;
— конструкция и технология изготовления образца проекта «Штора на дверь».
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Вы можете скачать данную дипломную работу полностью за 450 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа

Перед отправкой обязательно проверьте введенный Вами E-mail! (используется для обратной связи)

Обработка заказа занимает до 12 часов.

Наш E-mail kult2prosvet@gmail.com


0
Нравится