Шпаргалки по педагогике 2010. Часть II

11. Методы воспит-я их классиф-я.

Методы воспитания – это пути достижения заданной цели воспитания. М – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. По характеру методы делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представ-ления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация на основе направленности – формирование сознания личности, организация деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование поведения и деятельности. каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Все методы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами. Среди наиболее сложных по содержанию и применению – методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение (внушение), этическая беседа, диспут, метод наглядно-практического воздействия, пример, увещевание (сочетание просьбы, разъяснения и внушения). Всеобщий метод формирования качеств личности – упражнение, требование, приучение, метод поручений, метод воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования — поощрение, одобрение, соревнование, наказание, субъективно-прагматический метод (исполь-зование напряжённой ситуации, налоги, штрафы, обмен информацией за деньги)

12. Методы обуч-я, их класс-я.

Методы обучения – это упорядоченная деятельность педагога и уч-ся , направленная на достижение заданной цели обучения. Под М понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Традиционная классификация М обучения. В данной классификации выделяют 5 методов: практический (опыт, упр-е, уч-но-производ. труд); наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдение); словесный (объяснение, диспут, разъяснение, рассказ, беседа и т.д) работа с книгой (чтение, изучение, реферирование и т.д); видеометод (просмотр, обучение, упражнения под контролем электронного учителя, контроль). Классиф.по типу познавательной деят-ти: объяснительно-иллюстративный, репродуктив-ный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Достаточно широкое распространение получила классиф. Бабанского. В ней выд.3 группы М: М организации и осуществления уч-позн-ой деят-ти: словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, М сам-ой работы и работы под руководством преподавателя. М стимулирования и мотивации у-позн-ой д-ти: М стимулирования и мотивации интереса к учению, М стимул.и мотивации долга и ответственности в учении. М контроля и самоконтроля за эффективностью уч-позн.деятельности: М устного контроля и самоконтроля, М письменного контр.и самоконтр, М лабораторно практического контроля и самоконтр. Установлено, что М выполняют след.ф-ии: обучающую, развиваю-щую, воспитывающую и контрольно- коррекционную. Выделяют относительно самостоятельные М: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный и практический М, познавательная игра, М программированного обуч., обучающий контроль, ситуационный М.

13. Урок как основная форма орган-и обуч-я в соврем-й школе.

Урок — основная форма организации педагогического процесса. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки гражданственности, культуры, труда, поэзии и тп.
Преимущества состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности. Урок — это такая форма организации педагогического про цесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А.А. Бударному).
специифические признаки, отличающие урок от других организационных форм. Это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала, от дидактической цели (или целей) урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков, методов их проведения и дидактических целей предполагает разнообразие и их типов. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний, Урок закрепления знаний. С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. обобщающие уроки, уроки проверки знаний умений и навыков (контрольные), комбинированный или смешанный тип урока.

14. Народность и антропол-м педвзглядов Ушинского.

В России цельную педсистему разраб-л Конс.Дмитр. Ушинский (1824-1870).Основой его пед системы стали треб-я демократ-и обра-зования и обучения, идея народности воспита-ния, признание творч-й силы тр. народа и его право на образ-е. Он мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем но и психологом. Цель воспитания по Ушин. -формирование активной и творческой личности, подготовка чел-ка к труду как высшее форме деят-ти. Он считал роль религии в формирова-нии общественной морали полож-й, но выступал за независ-ть науки и школы от религии. В нравственном воспит. Ушин. отводил главное место патриотизму. Его сис-ма нрав-го воспит-я исключ-ет авторитарность, она стро-сь на силе полож-го примера, на разумной деятельности ребёнка. Пед идеей Ушин была постановка перед учит-м задачи: не только передать учени-ку познания но и развить в нём желание и спос-ть самост-но преобретать новые знания. ОН утвердил принцип воспитывающего обучения, который предст-т собой един-во обуч-я и вос-пит-я: «воспитание должно дейст-ть не на одно увел-е запасов знаний, но и на убеж-е чел-ка».
Пед. принципы 1) обуч-е должно строиться с учётом возраст-х и психол-х особен-й ребёнка. Оно должно быть посильным и послед-м. 2) обуч-е должно строиться на принципе наглядно-сти. 3) ход обучения от конкретного к абстракт-ному, от представлений к мысли-естественен и основан на психол-х законах чел-й природы. 4)обучение должно развивать спос-ти уч-в и давать необ-е в жизни знания.

15. Проблема гуманизации восп-я в пед.наследии Сухомлинского.

В 50 — 60-е гг. ХХ в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс Василий Ал-ч Сухомлинский – директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны в нашей современности. В.А.Сухомлинскнй (1918 — 1970) — отечественный педагог. Труды по теории и методике воспитания детей: “Воспитание личности в советской школе”, “Сердце отдаю детям”, “Рождение гражданина”,
“О воспитании”. Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность- убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Первоочередная задача школы, отмечал В.А.Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда.

16. Сущность исодержание процесса воспит-я.

Сущность и содержание воспитания. Воспитание– процесс целенаправленного форми-рования личности. В современном понимании воспитание- это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Это процесс целенаправленный, многофакторный, сложный, динамичный, подвижный, изменчи-вый, длительный, непрерывный, комплексный, вариативный с неопределёнными результатами, двусторонний. Под содержанием процесса В понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть уч-ся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое, политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном пед.процессе, и дают возможность достичь главной цели воспитания. В совр.обществе взят курс на гуманизацию и демократизацию школы. Воспитание должно подготовить человека к трём главным ролям в жизни – гражданина (вып.долга перед страной, обществом, родителями; патриотизм, уважение власти и т.д), работника (дисциплинированность, ответственность, рабо-тоспособность, настойчивость, ув к мастерству, коллективизм, инициативность и т.д.), семьянина (ответственность, умение держать себя в обществе, разносторонняя образованность, зна-ние правовых норм, законов, умение воспитывать детей, выполнять семейные обязанности и т.д.).

17. Современные подходы к воспитанию шк-в.

Воспитание в широком пед. значении – процесс целен-го формирования личности в условиях специально орган-й воспит-й сис-мы, обеспеч-ей взоимод-е воспитателей и воспитуемых.
Если проанализировать современные подходы к воспитанию школь-в, то можно сделать сле-дующий вывод: 1) Гуманистический подход ориентирован на взоимодействие «воспитатель-воспитанник, которое базир-ся на взаимном уважении, справедливости любви. 2)Личностный подход требует отношения учен-в и педагогов к себе как к самостоятельной ценности. 3)Гармонич-е развитие личности возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправ-го сотруд-ва и взаимод-я. Задача воспит-ля сос-т в стимулир-и воспит-в к саморазвит-ю их активно-сти,саморегуляции.4)Деятельность личности позволяет преобразовать внешние влияния в развивающие изменения. 5)Культурологический подход в воспитании (воспит-е культуры у чел-ка в современ-х условиях).6)Ценностный подход в вос-и, ценностные ориентации в восп-и вы-полняют роль внутренних стимулов для разви-тия и саморазв-я.7)Системный подход. Его сущность закл-ся в рассм-и всех компанентов их взоимосвязи, в развитии и движении.8)Средовой подход включает различные варианты взоимод-я школы со средой.

18. Предмет и задачи педагогики. Основные категории пед-ки.

Предмет П – это воспитание. П – это воспитание, обучение и направление духовного и телесного развития ребёнка, т.е наука о воспитании детей. Задача П : накопление и систематизация знаний о воспитании человека. П- наука о законах и закономерностях воспитания. П рвссматри-вается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. П выполняет социальный заказ. От её успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться. Источники развития П: многовековой практический опыт воспитания, закреплённый в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педи.и психолог.труды; практика воспитания; данные пкд.исследований; опыт педагогов новаторов. Категории П – это основные П понятия, выражающие научные обобщения. Воспитание – это целенаправленный и организо-ванный процесс формирования личности. Это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимают известные знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы. В – двигатель общественного развития. Обучение – это спец.организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель: усвоение знаний. Умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразова-ния. Основу составляют ЗУН. Знания – отраже-ние человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения – самостоятельно выполняемые практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, опыта и навыков. Навыки – автоматизированное выполнение необ-ходимых действий доведённых до совершенства путём многократных упражнений. Образование – результат обучения. Формирование образа хоро-шо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. О – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Различают начальное, среднее и высшее образование, а так же профессион. и политехнич.

19. Труд-е воспитание и проф.ориен-я уч-ся.

В его основе лежит пр-п вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен гос.минимум требований к рез. воспитания, образования и обучения, по кот. оценивается деят-ть шк-ка, учителя и школы. Учитель составляет программу с учётом состава шк-ков, региональных особенностей, соблюдая базовый компонент трудовой к-ры. Формы трудового образования и обуч. выбирает учитель целесообразно строить обучение на основе пр-па доступности, удовлетворённости и гордости за свой труд. Акцент в новой технологии тр.воспитания делается на практическом применении шк-ми теоретических знаний. Структура становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умение реш. практич. задачи, достигать качественных рез. Особенно высоко оценивается творческий подход к решению нестандартных задач. Проф.ориентация –это система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи уч-ся и молодёжи в проф.самоопределении. компоненты проф. ориентации: 1) проф. просвещение-сообщение шк-кам определённых знаний о соц.-экономических, психофизиологических особен-ностях профессий; 2) проф.диагностика – изучение особенности высшей нервной деятельности чел-ка, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии; 3) проф.консультация-оказание помощи специалистов в соответствии требований профессии и особенностями личности; 4)проф.отбор- предоставление свободы выбора в мире профессий; 5) проф. адаптация-прцесс вхождения в проф. деят-ть, приспособление к ней, коллективу.

20. Тех-я развивающего обуч-я.

Развивающее обуч-е -это ориентация учеб-го процесса на возмож-ти чел-каи на их реализацию. Струк-ра РО представляет собой цепь услож-хся предметных задач, которые вызыв-ют у уч-ся потребность в овладении спец. знаниями и навыками, в создании новых решений и способов действия. Задача педагога в процессе РО-направ-е уч. деят-ти на формир-е познав-й самост-ти и развитие спос-й. РО осущ-ся в форме вовлеч-е уч-ся в дидак-е игры, дискуссии, а также исполь-е методов обучения, направ-х на обогащ- творческого воображения, мышления, памяти, речи. Технолог-е звено РО–это самост-я уч. — познов. деят-ть ребёнка, основанная на способности ребёнка регул-ть свои действия. Суть РО состоит в том, что ученик не только усва-ет знания и навыки, но и овлад-ет способами действия, обуч-ся констру-ать и управ-ть своейуч.деятел-ю.


0
Нравится