Шпаргалки по педагогике 2010. Часть I

1. Пед-ка в сис-ме наук о чел-ке

Общая п-ка – базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы. Общая педагогика содержит 4 раздела:1 общие основы; 2 дидактика –( это отрасль пед-ки разраб-щая теории обучения) ; 3 теория воспитания воспитание –это деят-ть педаг-ов и воспитан-ов д/ реализации целей образования в условиях ед.процесса); 4 школоведение. Эти разделы стали большими самостоятельными отраслями знаний. Дошкольная и школьная п-ки составляют подсистему возрастной п-и. Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует п-ка высшей школы. П-ка последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается вопросами повышения квалификации, переквалификации, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Военная п-ка исследует особенности воспитания в спец. условиях. В подсистеме социальной п-ки выделяют такие отрасли, как семейная, пенитенциарная (перевоспитание правонарушителей), профилактическая и др. люди с разными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной п-ки. Вопросами обучения и воспитания глухих и глухонемых занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика. В последнее время активно развиваются новые отрасли п-ки – профилактическая (лечебная), реабилитационная, коррекционная.Особую группу пед. наук составляют частные или предметные. П-ка неразрывно связана с другими научными направлениями: философией, физиологией, психологией. Очевидная связь п-ки с историей литературой, географией, биологией, медициной, экологией, экономикой и археологией.

2. Методол-я, логика и методы пед. исслед.

В-2 способы познания объективной реальности называют методами исследования. Методы научного исследования тесно связаны с объектами познания. Объект – это то на что направлено внимание.
Любое исследование опирается на совокупность теорий, положений, концепций, составляющих его основу. Методология – это система взглядов, направленных на решение проблемы. Главным направлением является системно-структурный подход. К числу важнейших методол. принципов относятся личностный и деятельностый подходы. Первый утверждает главной ценностью воспитание личности и требует признания её уникальности. При втором подходе исходят из того, что личность формируется и развивается только в деятельности. Традиционными наз. методы, взятые из исторического прошлого.
Метод – способ,путь.
Логика – система дейсивий.
Этими методами пользовались в своё время Платон, Коменский и Песталоцци. Применяются они в науке и поныне.
1) наблюдение
2) беседы;
3) эксперименты,
4) пед. тестирование,
5) изучения продуктов деятельности: сочинения, дневники, журнал, личное дело.

3. Проф. самовоспитание учителя

Проф. самовоспитание имеет довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. В основе проф. самовоспитания учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Вызванная потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами — долга, ответственности, проф. чести, здорового самолюбия и т.п.). Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег. Основной способ формирования самооценки учителя — соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования проф. идеала — чтение спец. литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания. К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени. Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммированяе и самовоздействие.

4. Информ-е технол-и в образ-и

НИТ-новые инф.технологии обучения. Все ИТ связаны с комьпюторным обучением. Для их реализации треб-я: создать технолог-е условия, аппаратные и програм-е сред-а, телеком-е сред-ва, обесп-е выпол-е указ-х условий; обесп-ть индустриально — тех.базу для произв-ва; обес-ть первоочер-го развитие опереж-го произ-ва информации и знаний; подгот-ть квалиф-е кадры; реализ-ть комплексное внедрение ИТ в сферу произв-ва, управ-я, образ-я и т.д. Междунар-е образ-е учреждения разраб-т новые направ-я деят-ти для созданий условий перехода на ИТ: совершенст-е базовой подготовки уч-ся и студентов по информатике и НИТ; подготовка препод-лей в области НИТ; переподготовка пр-й вобласти НИТ; информатиз-я процесса обучения и воспитания; оснащ-е сис-мы образ-я ТС информатизации; создание соврем-й национ-й информационной среды; создание на базе НИТ единой сис-мы дистанционного образ-я. В настоящее время Интернет позволяет исполь-ть гипертекстовую информацию в сред-х мультимедиа. Гипер-е сис-мы в компью-х обуч-х программах — составляющая ИТ-применяется при разработки справ-х сис-м, сис-м коллект-го прин-я решения, обучающих сис-м, сис-м электрон-й докуме-и и диагностики. Примен-е гипер-й тех-и в обучении привело к созд-ю нового класса программ уч-го назначе-ния: элект. книг, энцикл-й. Таким образом ИТ спос-ет формир-ю единого образ-го пространствав мире. ИТ спос-ют разви-тию саморегуляции, стимулируют дея-тельность уч-ся в достиж и целей, что спос-ет повышен-ю эффек-ти учеб-й работы вообще.

5. Пед.процесс как сис-ма

Для того ч.б достичь намеченной цели, воспитание д.б организовано. Воспит необходимо придать форму управляемого процесса, в котором будет соединено взаимодействие учителей и учеников, получены определённые рез-ты. Такой процесс называется учебно-воспитательным, или педагогическим. Он направлен на достижение заданной цели и приводит к определённому рез-ту. Пед.процесс – это процесс, в котором опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. его главная особенность – целостность учебно-восп. процесса. в нёмнеразъединимо слиты процессы обучения, образования, воспитания, развития и формирования личности. Все процессы ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами. Пед.процесс протекает в пед.системе (ПС) –объединении компонентов, которое остаётся устойчивым при изменениях. Структура любой ПС состоит из следующих элементов: 1 учащиеся; 2 цели воспитания; 3 содержание воспитания; 4 процессы воспитания; 5 учителя (ТСО) 6 организационные формы воспитательной работы. Важными компонентами ПС, являются также: результаты, управление уч-восп. процессом, технология.полнота совпадения целей с результатами служит надёжным критерием эффективности пед.процесса. этапы пед. проц.- это не составные части, последовательности развития проц. Главные этапы- подготовительный, основной, заключитедьный.

6. Законом-ти и принципы целостного пед.процесса

Зак-ти показывают, что и как связано в П.П, что и от чего в нём зависит. Закономерность динамики пед.процесса. это значит, что пед.проц. имеет постепенный, ступенчатый характер и чем выше промежуточные достижения, тем выше конечный результат. З-ть развития личности (личность — это чел-к у кот. есть своя позиция в жизни к кот. он пришел в итоге большой сознательной работы)в пед.проц. темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых ср-в и способов пед.воздействия. З-ть управления у-восп.процессом. эф-ть этого прцесса зависит от интенсивности обратной связи м.у учителем и учениками, а также от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на учеников. З-ть единсива чувственного, логического и практики в пед.процессе. эф-ть зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого и практического применения осмысленного. Необходимо объединить эмоции, рассудок и действие. З-ть единства внешней (педагогической) и внутренней (познава-тельной) деят-ти. Эф-ть обусловливается качеством пед.деятельности и качеством собственной учебно-восп деятельности воспитанников. (активность учителя и учащихся)

7. Формы и методы работы учителя с родителями учащихся

1 правило: В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся: Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к активным проблемам воспитания. Поклассный педагогический всеобуч здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. День открытых дверей или родительский день требует очень большой подготовки. Обычно его приурочивают к школьным каникулам перед началом четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, продумывается программа праздника и т.д.; Классные родительские собрания — традиционная форма работы. Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Это:1) посещение семьи школьника. Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. К посещению нужно готовиться 2)пропаганда семейного воспитания. Слово классного руководителя родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать его похвалу в свой адрес, узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспитания, почему возникают ошибки. 3)общение родителей и классных руководителей в процессе выполнения первыми педагогических поручений (руководство кружком, спортивной секцией, наставничество; содействие в проведении экскурсий, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги и т.д).Педагогические консультации — распространенная форма индивидуальной работы. К сожалению, активность родителей заметно уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из класса в класс. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей.

8. Идея общечел-го воспит-я в теории своб-го естес-го воспит-я (Руссо,Толстой).

ЖанЖак Руссо (1712-1778) исходил из идеи природного соверш-ва детей. По его мнению след-ет предост-ть детям полную свободу, приспос-ть их к склонностям и интересам. Эти идеи Руссо полож-ли начало разраб-ки теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педнауке, согласно которым воспит-е должно следовать заинтересами и желаниями детей и спос-ть их разв-ю. Ж.Ж.Р. изложил свои мысли в книге «Эмиль, или О воспитании». Он критик-ет книж-й хар-р обуч-я, предлаг-т учить тому, что интересно ребёнку, чтобы он был сам активен в прецес-се его воспитания и обучения, надо доверять ребёнку его самовоспитание. ЖЖР был сторонникам разв-я у детей самост-го мыш-я, настаивая на активизации обуч-я, его связи с жизнью и лич-м опытом ребёнка, особое знач-е придавал трудовому воспитанию.

9. Формы орган-и уч-го процесса в современной школе

Это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме. Они хар-ся по различным критериям: количеству учащихся, месту учёбы, продолжительности учебных занятий и др. по первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учёбы – школьные и внешкольные. По длительности учебных занятий различают: классический урок (45 мин), спаренное занятие (90мин), спаренное укороченное занятие (70мин), сокращённые уроки (30мин), а также уроки без звонков произвольной длительности.Наиболее распространенные в нашей стране и за рубежом классно-урочная система обучения. Её отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности; каждый класс работает по индивидуальному годовому плану; учебный процесс состоит из взаимосвязанных последовательных частей; каждый урок посвящается только одному предмету; постоянное чередование уроков; руководящая роль учителя; применение различных видов и форм познавательной деят-ти уч-ся. Наряду с классно-урочной формой которая явл. Главной в современной школе используются и др.формы, называемые по-разному: вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними, самостоятельными и т.д. к ним относятся консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, клубная работа, внеклассное чтение, домашняя самостоятельная работа уч-ся и др. к вспомогательным формам обучения, дополняющим и развивающим классно-урочную деят-ть уч-ся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа и др.

10. Воспит-е личности в кол-ве

Детский кол-в — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ре-бенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции), а членом других, и прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных ус-ловий. Как член общества и кол-ва, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым кол-вом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Кол-в открывает возможности накопления опыта это приводит к фор-мированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, справедливость и др. Только в кол-ве формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение. Ничем не заменима роль кол-ва в организации трудовой деят-ти детей. Она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи, коллективизма и творческого отношения к труду. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурнооздоровительная и художественно-эстетичеекая деятельность способствует эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.


0
Нравится