Сущность права

Реферат

Содержание

Введение
1 Методологические основы определения сущности права: общесоциальный и классовый аспекты
2 Социальное назначение права и его сущностные качества
Заключение
Список литературы

Введение

Под сущностью права в советской литературе понималась возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса. Это понимание, в основе которого лежала известная формулировка «Манифеста Коммунистической партии», выражало одну из сторон содержания ряда правовых систем, но при последовательном развитии вело к выводу, что нет сущности права вообще, а были лишь сущности исторических типов права различных общественно-экономических формаций (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право) со специфическими для каждой из них качествами, абстракциями и категориями. При таком подходе вся история права оказывалась разобщенной по формациям и становилось невозможным объяснить причины преемственности в праве и в теории права. Неразрешимой становилась и проблема сравнительного правоведения, ибо без общего понятия права нельзя определить, что такое право разных эпох и что с чем, собственно, следует сравнивать.

1 Методологические основы определения сущности права: общесоциальный и классовый аспекты

Для преодоления этих затруднений и для углубленного понимания права вообще профессор Н. Г. Александров предлагал признать, что кроме понятий, отражающих классовую сущность государственно-правовых явлений, имеются понятия описательные, отражающие их крайне важные, но все же внешние признаки (сущность первого порядка), и смешанные общие понятия, сочетающие как описательные, так и социально-классовые признаки. Но различение двух сущностей (уже понятие «социальная сущность» содержит раздвоение, поскольку предполагает наличие еще какой-либо сущности, кроме социальной) всегда приводило к ряду затруднений (две и более сущностей одного предмета?), которые пытались преодолеть построением иерархии сущностей (первого, второго, третьего порядков). Резонно отмечалось, однако, что в суждениях Г. Гегеля, К. Маркса, В. И. Ленина о восхождении от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. речь идет о бесконечном процессе углубления человеческого познания, а вовсе не о том, будто в каждое данное время и с точки зрения данной ступени развития познания у исследуемого объекта (в нашем случае – права) имеется несколько сущностей.
Кроме того, при исследовании классовой сущности права речь идет обычно не столько о сущности, сколько о причинах возникновения права (оно возникло вместе с классовым делением общества) и о его содержании (право выражает преимущественно или исключительно волю и интересы политически господствующей части общества). Классовое содержание права допускает конкретизацию по частям класса, по периодам развития общества, по отраслям и институтам, не переставая быть оценочной характеристикой права. Категория же сущности должна включать такие качественные черты, без которых вообще нет того предмета, о сущности которого идет речь. Поэтому рядом с «классовой сущностью» (а вернее, содержанием) права в юридической науке всегда описывалось нечто вроде его предметной сущности («описательные понятия», по терминологии Н. Г. Александрова), раскрываемой посредством перечня сущностных качеств права.
Этот перечень содержится в большинстве определений права, сконструированных «по роду и виду»: право – система норм (и/или отношений), санкционированных или установленных государством и охраняемых от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Такие определения (их формулировки многообразны) дают возможность отделить право (систему норм) от иных социальных явлений и указывают качества права, отличающие его от других норм (норм морали, обычаев, нравов, религиозных норм, норм различных организаций и др.). Эти определения – немалое достижение общей теории права; но они носят описательный характер и не раскрывают сущности права как закона бытия права, обусловливающего все его качества, цели, признаки, причины возникновения и исторические судьбы.
Определения «по роду и виду» (definitio fit per genus et differentiam) идеальны для описательных, классификационных наук. Современная логика признает, что это наиболее распространенные, но не единственно возможные определения. Кроме них есть генетические определения или определения понятия по причинному соотношению (воспроизведение закона бытия изучаемого предмета).

Вы можете скачать этот реферат полностью за 150 руб.
* Готовая уникальная работа (копий в интернете нет). Предоставляется как файл (или набор файлов) MS Word .doc, а также (если в наличии) графических приложений .jpg .gif, презентаций .ppt — в виде «как есть» («as is»)

Оплата возможна через платежную систему Web-money или Яндекс.Деньги

Оплатить заказ очень просто!

Пожалуйста, заполните форму ниже и наш оператор свяжется с Вами.

ФИО (обязательно)

Ваш Email (обязательно)

Город (обязательно)

Учебное заведение

Способ оплаты

Ваши вопросы, пожелания

Защита от автоматических рассылок (обязательно)
captcha введите 4 символа


0
Нравится