Занятия в кружке «Резьба по дереву»

Конспект урока

Первое занятие

Тема программы: Геометрическая резьба.
Тема занятия: Изготовление салфетницы.
Цели урока:
образовательная – научить применять геометрическую резьбу в украшении изделий;
воспитательная – воспитать аккуратность в работе, усидчивость, последовательность;
развивающая – развить навыки использования измерительных инструментов, разметки заготовки.
Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа под контролем учителя.
Объект труда: салфетница.
Материально-техническое оснащение:

  1. Оборудование учебных мастерских, инструменты и приспособления.
  2. Несколько вариантов орнаментов геометрической резьбы салфетницы, ранжированные по уровню сложности.
  3. Несколько образцов объекта труда, выполненные по данным схемам.
  4. Эскиз готового изделия, нарисованный на учебной доске.
  5. Схема разметки заготовки изделия, выполненная на учебной доске.

Ход урока.
1. Организационная часть – 3 мин.
1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
2. Изложение нового материала – 15 мин.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнем делать новое изделие, которое послужит для украшения вашего дома – салфетницу. На доске вы видите эскиз готового изделия. Оно состоит из трех деталей: двух боковин и основания. Боковины украшаются геометрической резьбой. Сегодня мы начнем делать одну из них. Чертеж заготовки вы видите изображенный на доске рядом с эскизом.
Раньше во время трапезы люди использовали кухонные полотенца, а сейчас, в наш прагматичный век  используются салфетки. Мы изготовим для них подставку.
3. Вводный инструктаж.
Сейчас я раздам небольшие дощечки. Вам требуется отпилить заготовку длиной 165 мм. Далее отступите от нижнего края заготовки 5 мм, проведите линию параллельно этому краю и найдите на ней центр. Из этого центра проведите полуокружность радиусом 80 мм. Это будет граница вашей боковины. Лишнее отпилите мелкозубой пилой и сошлифуйте на шлифовальном круге. Проведенная вами линия параллельно краю не является границей боковины, это граница поля. Ее на сошлифовывать. Убирайте лишнее только со стороны полукруга.
Не забывайте правила техники безопасности при работе на стенке: не трогать движущиеся части, правильно держать заготовку, порочно прижимать ее к подставке, не отходить от работающего станка, не отвлекать работающего на станке.
Выполнение разметки заготовки. Из найденного вами центра на линии проведите полуокружность радиусом 75 мм. Эта полуокружность и линия, на которой находится центр составляют границу поля, в котором будет располагаться резьба. Для чего, выполняя разметку, всегда отступают от края, как вы думаете? (Во избежание сколов, для улучшения восприятия.) Я сейчас вам раздам шаблоны с орнаментами резьбы. (В ходе урока учитель корректирует выбор учеников.) Разметку выполняете по шаблону, перенося размеры с помощью циркуля и линейки. Как будут выглядеть готовые изделия вы можете увидеть на этих образцах.
4. Самостоятельная работа учащихся – 50 мин. Текущий инструктаж, целевые обходы.
5. Анализ характерных ошибок и их причин, сообщение оценки работы каждого учащегося.

Орнамент геометрической резьбы. Вариант 1
Рис. 1. Орнамент геометрической резьбы. Вариант 1

Орнамент геометрической резьбы. Вариант 2
Рис. 2. Орнамент геометрической резьбы. Вариант 2

Второе занятие

Тема программы: Геометрическая резьба.
Тема занятия: Изготовление салфетницы.
Цели урока:
образовательная – научить применять геометрическую резьбу в украшении изделий;
воспитательная – воспитать аккуратность в работе, усидчивость, последовательность;
развивающая – развить навыки использования резчицкого инструмента.
Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, самостоятельная работа под контролем учителя.
Объект труда: салфетница.
Ход урока.
Изложение нового материала – 15 мин.
Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии вы начали выполнять новое изделие – салфетницу. Для чего оно предназначается? (Для украшения обеденного стола и как подставка под салфетки.) За чем нужно сторго следить, чтобы изделие получилось аккуратным и красивым? (За соблюдением размеров.)
Вводный инструктаж – 15 мин.
На прошлом занятии вы сделали заготовку боковины изделия и разметили ее (нанесли орнамент). Сейчас мы начнем ее вырезать. Правила выполнения резьбы резцом косяком вы уже знаете, поэтому давайте вспомним основные его принципы. Перед началом резьбы определяют положение узора на заготовке по отношению к строению волокон, чтобы понять в каком напрвлении резать грани. Носок косяка вводят с нажимом в центр треугольника, а пятку резца подводят к одной из его вершин. Далее срезают боковые грани треугольников по направлению слоев древесины. Боковые грани срезают за один или несколько приемов.
Резьба розеток выполняется следующим образом: учитывая напрвления волокон сначала прорезают косяком основания каждого равнобедренного треугольника по всей длине окружности розетки, вращая заготовку. Затем режут грани лучей также как трехгранные выемки.
При выполнении резьбы соблюдайте правила техники безопасности. Нож-косяк очень острый инструмент, им легко пораниться. Не размахивайте им, чтобы не поранить соседа. Правильно держите его: не ставьте руку по направлению реза резца, контролируйте рез большим пальцем левой руки при резьбе на себя.
Самостоятельная работа – 45 мин. Текущий инструктаж, целевые обходы.
Анализ характерных ошибок и их причин, сообщение оценки работы каждого учащегося.


0
Нравится